РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Решение практических задач по физике»
для обучающихся 7 класса
г. Екатеринбург 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Решение практических задач по
физике» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам
освоения образовательной программы основного общего образования по
физике, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования. В программе учитываются
доминирующие идеи и положения программы развития и формирования
универсальных учебных действий для основного общего образования.
Предмет направлен на достижение следующих целей:
приобретение интереса и стремления обучающихся к научному
изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
формирование научного мировоззрения как результата изучения основ
строения материи и фундаментальных законов физики;
формирование представлений о роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий;
развитие представлений о возможных сферах будущей
профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к
дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей
обеспечивается решением следующих задач:
приобретение умений описывать и объяснять физические явления с
использованием полученных знаний;
освоение методов решения простейших
использованием
физических
моделей,
практикоориентированных задач;
расчѐтных задач с
творческих
и
освоение приѐмов работы с информацией физического содержания,
включая информацию о современных достижениях физики, анализ и
критическое оценивание информации;
знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с
физикой, и современными технологиями, основанными на достижениях
физической науки.
Учебный предмет предназначен для учащихся 7 классов и предполагает
совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов
физики. Предмет рассчитан на 17 часов. В рамках данного предмета
рассматривается ряд задач повышенной сложности, не рассматриваемых в
рамках уроков физики, методы решения задач повышенной сложности.
Основными методами работы на уроке являются проблемные и частичнопоисковые, предпочтение отдается коллективным формам организации
учебной деятельности обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Программа основывается на современных научных представлениях о
природных явлениях, законах физики, на экспериментальном доказательстве и
теоретических расчетах физических явлений и процессов. Предмет формирует
навыки решения сложных задач и нахождения более рациональных способов
решения, дает возможность подготовки учащихся к дальнейшему изучению и
восприятию более сложных физических явлений в старших классах,
приобретению опыта решения задач и использования компьютера для решения
задач. Предмет развивает интерес к изучению физики, систематизирует новые
знания, развивает логическое мышление, навыки работы с физическими
приборами и измерительными приборами.
Содержание позволяет расширить круг решаемых задач по темам
школьного курса физики:
Раздел 1. Введение (4 ч)
Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент.
Измерение физических величин. Погрешности измерений. Строение вещества.
Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.
Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых
тел.
Раздел 2. Движение, взаимодействие, масса (7 ч)
Механическое движение. Относительность движения. Путь. Скорость.
Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность.
Раздел 3. Силы вокруг нас (6 ч)
Сила. Сложение сил. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Закон
всемирного тяготения.
Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (6ч).
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические
машины.
Раздел 5. Закон Архимеда. Плавание тел (2ч)
Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Раздел 6. Работа, мощность, энергия (8ч)
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия
взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые
механизмы. Коэффициент полезного действия
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение предмета «Решение практических задач по физике» направлено
на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов. В результате изучения учебного предмета у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской
физической науки;
ценностное отношение к достижениям российских учѐных-физиков;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых
и этических проблем, связанных с практическим применением достижений
физики;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности
учѐного;
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств физической науки: еѐ гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности;
4) ценности научного познания:
осознание ценности физической науки как мощного инструмента
познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей
культуры;
развитие научной любознательности, интереса к исследовательской
деятельности;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте,
на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права у другого человека;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, требующих в том числе и физических знаний;
интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение физических знаний для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
потребность во взаимодействии при выполнении исследований и
проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность;
потребность в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в
области физики;
планирование своего развития в приобретении новых
физических знаний;
стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества
и экономики, в том числе с использованием физических знаний; оценка своих
действий с учѐтом влияния на окружающую среду, возможных глобальных
последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения предмета «Решение практических задач по
физике» у обучающегося будут сформированы метапредметные результаты,
включающие
познавательные
универсальные
учебные
действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
выявлять причинноследственные связи при изучении физических
явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических
величин;
самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи
(сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее подходящего с
учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
физический эксперимент, небольшое исследование физического явления;
оценивать на применимость и достоверность
полученную в ходе исследования или эксперимента;
информацию,
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного наблюдения, опыта, исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических
процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях
и контекстах. Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных с учѐтом предложенной учебной физической
задачи;
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в ходе обсуждения учебного материала, задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах;
публично представлять результаты выполненного физического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной физической проблемы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по
еѐ достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты
совместной работы, обобщать мнения нескольких людей;
выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по
своему направлению и координируя свои действия с другими членами
команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для
решения физических знаний;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или
плана исследования с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
объяснять причины достижения (недостижения)
деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту;
результатов
вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения
физического исследования или проекта) на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на
научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого;
признавать своѐ право на ошибку при решении физических
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе предметные результаты на базовом
уровне должны отражать сформированность у обучающихся умений:
использовать понятия: физические и химические явления, наблюдение,
эксперимент, модель, гипотеза, единицы физических величин, атом, молекула,
агрегатные состояния вещества (твѐрдое, жидкое, газообразное), механическое
движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория,
равнодействующая сила, деформация (упругая, пластическая), невесомость,
сообщающиеся сосуды;
распознавать проявление изученных физических явлений в
окружающем мире, в том числе физические явления в природе: примеры
движения с различными скоростями в живой и неживой природе, действие силы
трения в природе и технике, влияние атмосферного давления на живой
организм, плавание рыб, рычаги в теле человека, при этом переводить
практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки)
физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления,
используя физические величины (масса, объѐм, плотность вещества, время,
путь, скорость, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес тела, сила
трения, давление (твѐрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая сила,
механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент
полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия), при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их
обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами, строить графики
изученных зависимостей физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы,
используя правила сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон
Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия рычага (блока), «золотое
правило» механики, закон сохранения механической энергии, при этом давать
словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение;
решать расчѐтные задачи в 1–2 действия, используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, подставлять физические величины в формулы и
проводить расчѐты, находить справочные данные, необходимые для решения
задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических методов, в описании исследования выделять проверяемое
предположение (гипотезу), различать и интерпретировать полученный
результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;
выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела,
объѐма, силы и температуры с использованием аналоговых и цифровых
приборов, записывать показания приборов с учѐтом заданной абсолютной
погрешности измерений;
проводить исследование зависимости одной физической величины от
другой с использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно
движущегося тела от времени движения тела, силы трения скольжения от веса
тела, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от
площади соприкосновения тел, силы упругости от удлинения пружины,
выталкивающей силы от объѐма погружѐнной части тела и от плотности
жидкости, еѐ независимости от плотности тела, от глубины, на которую
погружено тело, условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков),
участвовать в планировании учебного исследования, собирать установку и
выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты
полученной зависимости физических величин в виде предложенных таблиц и
графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (плотность
вещества жидкости и твѐрдого тела, сила трения скольжения, давление воздуха,
выталкивающая сила, действующая на погружѐнное в жидкость тело,
коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной
инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную
установку и вычислять значение искомой величины;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
указывать принципы действия приборов и технических устройств:
весы, термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг,
подвижный и неподвижный блок, наклонная плоскость;
характеризовать принципы действия изученных приборов и
технических устройств с опорой на их описания (в том числе: подшипники,
устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр, высотомер,
поршневой насос, ареометр), используя знания о свойствах физических явлений
и необходимые физические законы и закономерности;
приводить примеры (находить информацию о примерах)
практического использования физических знаний в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде;
осуществлять отбор источников информации в Интернете в
соответствии с заданным поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и
путѐм сравнения различных источников выделять информацию, которая
является противоречивой или может быть недостоверной;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную
литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети
Интернет, владеть приѐмами конспектирования текста, преобразования
информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на
основе 2–3 источников информации физического содержания, в том числе
публично делать краткие сообщения о результатах проектов или учебных
исследований, при этом грамотно использовать изученный понятийный
аппарат курса физики, сопровождать выступление презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований распределять
обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за
выполнением плана действий, адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы, выстраивать коммуникативное взаимодействие,
учитывая мнение окружающих.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тема
Количество
часов
Введение
2
Движение, взаимодействие, масса
2
Силы вокруг нас
3
Движение твердых тел, жидкостей и газов
3
Закон Архимеда. Плавание тел
2
Работа, мощность, энергия
5
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
Наименование разделов и
тем программы
Классификация
физических задач о
требованию, содержанию,
способу задания и решения
.Этапы решения
физической задачи
Типичные недостатки при
решении и оформлении
решения физической
задачи
2.
Строение вещества
3.
Равномерное
прямолинейное движение.
Неравномерное
прямолинейное движение.
Количество
часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
1
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
1
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
1
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
1
4.
Средняя скорость
неравномерного движения
1
5.
Масса тела. Плотность
вещества. Вес.
1
6.
Сила тяжести. Сила
упругости. Закон Гука
7.
Равнодействующая сила
1
8.
Давление твердых тел.
Давление жидкости.
1
9.
Сообщающие сосуды.
Атмосферное давление
1
10. Гидравлический пресс
1
11. Архимедова сила
1
Плавание судов
Воздухоплавание.
1
13. Механическая работа
1
14.
Мощность. Простые
механизмы
1
15.
Коэффициент полезного
действия
1
16.
Кинетическая энергия.
Потенциальная энергия.
1
12.
Закон сохранения и
17. превращения
механической энергии.
Общее количество часов
1
17
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7klass https://resh.edu.ru/subject/28/7/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физика, 7 класс/ Перышкин И.М., Иванов А.И., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
О.А.Черникова, С.Н.Гладенкова, В.В.Кудрявцев. Физика. 7 класс.
Методическое пособие.
А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика. 7 класс. Дидактические материалы.
А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика. 7 класс. Сборник вопросов и задач.
А.В.Перышкин. Сборник задач по физике 7-9 классы.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/