РП Юным умникам и умницам 1-4 класс 2024-2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Юным умникам и умницам»
для обучающихся 1-4 классов

Екатеринбург 2024

Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся
младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»
(модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным
умникам и умницам».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для учащихся начальных классов (разработана для обеспечения развития
познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения кругозора
и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных
учебных действий) и рассчитана на четыре года обучения.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе
системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять
главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания,
зрительного восприятия, воображения;
3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать
свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано
доказывать свою точку зрения;
4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные
задачи;
5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности
учащихся;
6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения
школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение
каких-то конкретных знаний и умений.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную
подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять
дифференцированный подход в обучении.
Программа рассчитана на 33 ч в 1 классе, 34 учебных недели во 2-4 классах, с
проведением занятий 1 раз в неделю.

Содержание курса.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по
сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и
развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве
листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета,
движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.
Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и
наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой,
образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты
запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на
развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма
устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных
предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений
в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное,
умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения,
классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе
развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения
дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с
помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения
составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения
давать несложные определения понятиям.

Планируемые результаты
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые
общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результатов :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение
задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков,
схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной
деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной
жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика
со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального
знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает
их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком.

Тематическое планирование 1 класс (33 часа, 1 раз в неделю)
№
Дата
занятия
1
2
3
4

5

6

7

8

9

10

Тема
Знакомство. Пояснение целей и задач
занятий.
Графический диктант.
Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления. Графический
диктант
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления. Графический
диктант.
Развитие аналитических
способностей. Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант.
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.
Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.

Формируемые УУД
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности
с
помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному
учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание
от
неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный
отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте,
в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник,свой жизненный опыт и
информацию,
полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать
выводы в результате
совместной работы всего класса. Перерабатывать
Полученную информацию:
сравнивать
и
Группировать такие
математические объекты,
какчисла, числовые
выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры. Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.

11

12

13

14

15

16

17
18

19

20

Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления. Графический
диктант.
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления. Графический
диктант.
Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Совершенствование воображения.
Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу
Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант.
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления. Графические
диктанты
Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант.
Тренировка слуховой памяти.
Развитие мышления. Графический
диктант
Тренировка зрительной памяти.
Развитие мышления. Графический
диктант
Развитие аналитических
способностей. Совершенствование
мыслительных операций.
Графический диктант.

Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности
с
помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному
учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от
неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать
предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры. Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.

21

22

23

24
25
26

27

28

29

30

31
32

Совершенствование воображения.
Задания по перекладыванию спичек.
Рисуем по образцу
Развитие логического мышления.
Совершенствование мыслительных
операций. Графический диктант
Развитие концентрации внимания.
Развитие мышления. Графический
диктант
Тренировка внимания. Развитие
мышления. Графический диктант
Тренировка слуховой памяти Развитие
мышления Графический диктант
Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных
операций Графический диктант
Развитие аналитических способностей
Совершенствование мыслительных
операций Графический диктант
Совершенствование воображения
Задания по перекладыванию спичек
Рисуем по образцу
Развитие логического мышления
Совершенствование мыслительных
операций Графический диктант
Развитие концентрации внимания
Развитие мышления Графический
диктант
Тренировка внимания Развитие
мышления Графические диктанты
Тренировка слуховой памяти Развитие
мышления Графический диктант

Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности
с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий . Учиться высказывать своё
предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей
тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться
отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с
учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный
отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте,
в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать
выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать
полученную
информацию:
сравнивать
и
группировать
такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства,
неравенства, плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять
свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения
или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.

33

Выявление уровня развития внимания,
восприятия, воображения, памяти и
мышления на конец учебного года

Тематическое планирование 2 класс (34 часа за год, 1 час в неделю)
№
Дата
занятия
1

Тема

Формируемые УУД

Выявление уровня развития внимания,
Регулятивные УУД:
восприятия, воображения, памяти и мышления. Определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя. Проговаривать последовательность действий.

2

3

4

5

6

7

8

9

Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие
аналитических способностей
и
способности рассуждать.
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие
аналитических способностей
и способности
рассуждать
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие
аналитических способностей
и
способности рассуждать
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие
аналитических способностей
и
способности рассуждать
Развитие
логического
мышления.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие
аналитических способностей
и
способности рассуждать
Развитие
аналитических
способностей.
Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие
аналитических способностей
и способности
рассуждать.
Развитие аналитических способностей.
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать.
Тренировка внимания. Тренировка слуховой
памяти. Совершенствование мыслительных

Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать
выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать такие математические объекты, как числа,
числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять математические рассказы и задачи на основе
простейших математических моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать
и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения
в школе и следовать им.

10

11

12

13

14

15

16

операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать.
Тренировка зрительной памяти. Развитие
логического мышления. Обучение поиску
закономерностей. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать.
Совершенствование воображения. Развитие
логического мышления. Развитие наглядно –
образного мышления. Ребусы. Задания по
перекладыванию спичек.
Развитие концентрации внимания. Тренировка
внимания. Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать
Тренировка слуховой памяти. Тренировка
зрительной памяти. Развитие концентрации
внимания. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических
способностей и способности рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей. Развитие
аналитических способностей и способности
рассуждать.

Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать такие математические объекты, как числа, числовые
выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические
фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять математические рассказы и задачи на основе
простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем);

17

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие аналитических способностей и
способности рассуждать.

18

Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные
задачи

19

Тренировка зрительной памяти.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные
задачи
Развитие логического мышления. Обучение
поиску закономерностей. Развитие умения
решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения. Развитие
наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задание по перекладыванию спичек.

20

21

22

23

24

25

Развитие быстроты реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка концентрации внимания.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка внимания. Совершенствование
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций

Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать такие математические объекты, как числа, числовые
выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические
фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять математические рассказы и задачи на основе
простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем);
Коммуникативные УУД:

26

27

28

29

30

31

32

33

Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные
задачи
Развитие логического мышления Обучение
поиску закономерностей Развитие умения
решать нестандартные задачи
Совершенствование воображения Развитие
наглядно-образного мышления. Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек
Развитие быстроты реакции, мышления
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка концентрации внимания
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка внимания Совершенствование
мыслительных операций Развитие умения
решать нестандартные задачи
Тренировка слуховой памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные
задачи
Тренировка зрительной памяти
Совершенствование мыслительных операций
Развитие умения решать нестандартные
задачи

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе и следовать им.

Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью
учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать такие математические объекты, как числа, числовые
выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические
фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять математические рассказы и задачи на основе

34

Выявление уровня развития внимания,
простейших математических моделей (предметных, рисунков,
восприятия, воображения, памяти и мышления схематических рисунков, схем);
на конец учебного года
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения

Тематическое планирование 3 класс (1 час в неделю).
№ Тема занятия

Форма
проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения

Овладевать логическими
действиями анализа,
синтеза, классификации;
устанавливать причинноследственные связи.
Учиться аргументировать
свою точку зрения
Определять и
формулировать цель
деятельности с помощью
учителя

1 Выявление уровня
развития внимания,
восприятия,
воображения, памяти
и мышления.

Тестирование, Выявить уровень
познавательн развития внимания,
ые игры
восприятия,
воображения, памяти
учащихся

Научится сравнивать
различные предметы,
находить
закономерности

2 Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач
3 Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач
4 Тренировка слуховой
памяти
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач

Работа в
парах

Научится подбирать
антонимы, выполнять
логически-поисковые
задания

Развивать
концентрацию
внимания учащихся,
умение решать
нестандартные задачи

Игра «Не верь Тренировать
глазам своим» внимание, развивать
мышление учащихся

Научится использовать
различные упражнения
для тренировки своего
внимания, находить
ошибки в пословицах

Планировать
последовательность шагов
алгоритма для достижения
цели

Коллективная
работа

Научится использовать
различные упражнения
для тренировки своей
слуховой памяти

Овладевать современными
средствами массовой
информации: сбор,
преобразование,
сохранение информации

Тренировать
слуховую память
учащихся

5 Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач
6 Развитие логического
мышления. Поиск
закономерностей.
Решение
нестандартных задач

Играсоревнование

Научится использовать
различные упражнения

Учиться договариваться в
распределении ролей в

для тренировки своей
зрительной памяти

игре, работы в совместной
деятельности

Развивать логическое
мышление учащихся,
умение решать
нестандартные задачи,
познакомить с
понятием
«анаграмма»
Познакомить с
понятием «изографы»,
развивать
воображение
учащихся, нагляднообразное мышление

Научится находить
закономерности,
объяснять их, работать
с анаграммами, решать
примеры, в которых
вместо цифр
используются буквы
Научится разгадывать
ребусы, изографы,
выполнять задания по
перекладыванию
спичек

Определять и
формулировать цель
деятельности с помощью
учителя.
Формирование умения
выслушивать собеседника
и вести диалог.
Моделировать,
преобразовывать объект,
используя знаковосимволические
характеристики

7 Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.
Ребусы. Задания по
перекладыванию
спичек.
8 Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач
9 Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных

Беседа,
работа с
рисунками, со
спичками

Работа в
парах

Развивать с помощью
упражнений быстроту
реакции учащихся,
совершенствовать
логическое мышление

Научится читать
Учиться аргументировать,
высказывание по схеме, доказывать
составлять слова по
данной конструкции

Коллективная
и
индивидуальн
ая работа,
игра «Не верь

Развивать
концентрацию
внимания учащихся,
умение решать
нестандартные задачи

Научится находить в
группе слов загаданное,
заменять
повторяющиеся слова в
тексте синонимами

Конкурс
групп

Тренировать
зрительную память
учащихся

Сотрудничать с учителем
и сверстниками в разных
ситуациях

глазам своим»
операций. Решение
нестандартных задач
10 Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач

Работа в
парах

Тренировать
внимание учащихся,
развивать логическое
мышление

11 Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач
12 Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач

Коллективная
работа

Тренировать
слуховую память
учащихся, учить
делить предметы на
части мысленно

Работа с
иллюстрация
ми, словами

Тренировать
зрительную память
учащихся, развивать
логическое мышление

13 Развитие логического
мышления. Поиск
закономерностей.
Решение
нестандартных задач

Коллективная
работа, игры
и упражнения
на развитие
логического
мышления

Совершенствовать
умение учащихся по
поиску
закономерностей

Научится работать с
магическими
таблицами,
образовывать от
прилагательных
существительные по
заданному признаку
Научится выполнять
действия строго по
алгоритму, делить
квадрат на заданные
фигуры, образовывать
фразеологизмы
Научится подбирать
пару к фигурам,
запоминать
расположение
предметов, их форму,
детали, находить
значение
фразеологизмов
Научится выявлять
закономерности и
проводить аналогии,
решать нестандартные
задачи путем подбора

Моделировать,
преобразовывать объект,
используя знаковосимволические
характеристики

Описывать простой
порядок действий для
достижения заданной цели

Учиться составлять план
действий, устанавливать
причинно-следственные
связи.
Рассуждать и доказывать
свою мысль и свое
решение
Моделировать,
преобразовывать объект,
используя знаковосимволические
характеристики

14 Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.
Ребусы. Задания по
перекладыванию
спичек.
15 Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач

Работа с
иллюстрация
ми

Развивать нагляднообразное мышление
учащихся

Научится упражнениям
на совершенствование
воображения, закрепит
умение разгадывать
ребусы, читать
изографы

Выполнять логические
упражнения на
нахождение
закономерностей,
сопоставляя и
аргументируя свой ответ

Работа в
парах,
индивидуальн
ая работа

Развивать быстроту
реакции учащихся,
умение решать
нестандартные задачи

Выбирать основания для
сравнения, сериации,
классификации объектов

16 Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач
17 Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач

Игры на
развитие
внимания

Развивать
концентрацию
внимания учащихся

Научится образовывать
новые числа по
заданному алгоритму,
выбирать правильный
вариант значения
фразеологизма,
совершенствовать
умение решать
нестандартные задачи
Научится в играх
концентрировать
внимание, выполнять
логически-поисковые
задания

Коллективная
работа

Тренировать
внимание учащихся,
совершенствовать
навыки решения
нестандартных задач

Научится сопоставлять
рисунки, сравнивать их
и находить отличия,
подбирать окончание
фразы к ее заданному
началу

Анализировать объекты с
целью выявления
существенных и
несущественных
признаков.

Устанавливать причинноследственные связи

18 Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач

Беседа,
разгадывание
шарад

Тренировать
слуховую память,
совершенствовать
навыки решения
нестандартных задач

19 Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач
20 Развитие логического
мышления. Поиск
закономерностей.
Решение
нестандартных задач

Коллективная
работа, игры
и упражнения
на развитие
зрительной
памяти
Работа в
парах,
конкурс
эрудитов

Развивать зрительную
память, логическое
мышление учащихся

Развивать умение
находить
закономерности и
обосновывать их

Научится
восстанавливать
пословицы по
антонимам, составлять
выражения со
значением 100,
используя
арифметические знаки
Научится делить
сложную фигуру на
одинаковые части,
решать нестандартные
задачи с помощью
рассуждений
Научится обосновывать
поиск
закономерностей,
получит возможность
проявить свои знания,
умения и навыки в
конкурсе эрудитов

Формирование умения
делать простые выводы и
обобщения в результате
совместной работе класса
Учиться аргументировать,
доказывать

Формировать умение
планировать и
контролировать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей
Моделировать,
преобразовывать объект,
используя знаковосимволические
характеристики.
Учиться признавать
возможность
существования различных
точек зрения.

21 Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.
Ребусы. Задания по
перекладыванию
спичек.
22 Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач

Беседа,
рисование

Совершенствовать
воображение с
помощью различных
упражнений

Коллективная
работа,
упражнения
на развитие
быстроты
реакции

Развивать быстроту
реакции, логическое
мышление учащихся

23 Тренировка
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач

Групповая
работа,
упражнения
на развитие
внимания

Развивать
концентрацию
внимания

24 Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных

Игротека

Тренировать
внимание учащихся,
учить решать
нестандартные задачи

Научится раскрашивать
фигуры по
определенному
алгоритму, находить
ошибки во
фразеологизмах,
разгадывать ребусы
Научится сопоставлять
различные фигуры,
находить «спрятанное»
слово в слове, решать
нестандартные
геометрические задачи

Описывать простой
порядок действий для
достижения заданной
цели.
Учиться вести дискуссию

Научится различать
отдельные маленькие
объекты внутри одного
большого, выполнять
логически-поисковые
задания по
самостоятельно
составленному
алгоритму
Научится находить
ошибки в рисунках
художника,
сопоставлять и

Формировать умение
планировать и
контролировать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей

Овладевать логическими
действиями анализа,
синтеза.
Учиться признавать
возможность
существования различных
точек зрения.

Учиться составлять план
действий, устанавливать
причинно-следственные
связи

операций. Решение
нестандартных задач
25 Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач
26 Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач

Коллективная
работа

с помощью рисунков,
схем
Развивать
ассоциативную
слуховую память

Работа в
парах

Тренировать
зрительную память
учащихся, развивать
логическое мышление

27 Развитие логического
мышления. Поиск
закономерностей.
Решение
нестандартных задач

Коллективная
работа

Развивать логическое
мышление, умение
находить
закономерности

28 Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.
Ребусы. Задания по

Игры и
упражнения
на развитие
воображения

Развивать
воображение,
наглядно-образное
мышление

находить одинаковые
сложные фигуры
Научится запоминать
пары слов, используя
ассоциативное
мышление, выполнять
действия по строго
заданному алгоритму
Научится отгадывать
загадки, запоминать
числа и их
расположение,
находить одинаковые
рисунки, решать
нестандартные задачи
на нахождение части
числа
Научится находить
закономерности в
различных предметных
рядах и группах,
подбирать слова
заданной конструкции
Научится разгадывать
изографы, ребусы,
раскрашивать фигуры
по алгоритму

Уметь выбирать целевые и
смысловые установки для
своих действий и
поступков

Овладевать современными
средствами массовой
информации: сбор,
преобразование,
сохранение информации

Учиться находить ошибки
в плане действий.
Формирование
выслушивать собеседника
и вести диалог.
Учиться находить ошибки
в плане действий.
Рассуждать и доказывать
свою мысль и свое
решение

перекладыванию
спичек
29 Развитие быстроты
реакции, мышления.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач

30 Тренировка
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач
31 Тренировка
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач
32 Тренировка слуховой
памяти.

Работа в
парах

Развивать быстроту
реакции учащихся,
логическое мышление

Научится подбирать к
данным словам
термины,
обозначающие меры
веса, объема, длины,
разгадывать слова,
используя шифр,
распределять
фразеологизмы в
соответствии с их
значением
Упражнения
Развивать внимание,
Научится подбирать
на развитие
логическое мышление прилагательные с
внимания,
учащихся, умение
прямым и переносным
игра «Не верь решать нестандартные значением, составлять
глазам своим» задачи
квадраты из их частей,
читать зашифрованную
пословицу
Беседа с
Развивать внимание,
Научится решать
элементами
логическое мышление головоломки, решать
викторины
учащихся
нестандартные задачи с
помощью рисунков,
схем

Строить логическую цепь
рассуждения.
Учиться выслушивать
собеседника и вести
диалог

Игротека

Рассуждать и доказывать
свою мысль и свое
решение

Развивать слуховую
память,
совершенствовать

Научится сопоставлять
услышанный и
напечатанный тексты,

Моделировать,
преобразовывать объект,
используя знаковосимволические
характеристики.

Учиться построению
логической цепи
рассуждений.
Учиться вести дискуссию

Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач

умение находить
решение
нестандартных задач

33 Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций. Решение
нестандартных задач

Работа в
парах

Развивать зрительную
память,
совершенствовать
умение находить
решение
нестандартных задач

34 Выявление уровня
развития внимания,
восприятия,
воображения, памяти
и мышления на конец
учебного года

Коллективная
работа,
конкурс
эрудитов

Отработать и
закрепить
приобретенные
знания и умения

находить ошибки в
пословицах и
поговорках, подбирать
устойчивые
словосочетания «нини»
Научится запоминать
расположение фигур в
квадратах, находить
одинаковые фигуры,
закрепит умение
решать нестандартные
задачи
Повторить пройденный
материал

Анализировать объекты с
целью выявления
существенных и
несущественных
признаков

Формирование умения
делать простые выводы и
обобщения в результате
совместной работе класса

Тематическое планирование 4 класс (34 часа за год, 1 час в неделю)
№
Дата
занятия
1
2
3

4

5

6

7

8

Тема

Формируемые УУД

Выявление уровня развития
внимания, Регулятивные УУД:
восприятия, воображения, памяти и мышления. Определять и формулировать цель деятельности
с помощью
учителя.
Развитие
концентрации
внимания. Проговаривать последовательность действий .
Совершенствование мыслительных операций.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе
Тренировка внимания.
Совершенствование работы с иллюстрацией рабочей тетради.
мыслительных операций. Развитие
умения Учиться работать по предложенному учителем плану.
решать нестандартные задачи.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Тренировка
слуховой
памяти. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
Совершенствование мыслительных операций. эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Развитие
умения решать
нестандартные Познавательные УУД:
задачи.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
Тренировка
зрительной
памяти.известного с помощью учителя.
Совершенствование мыслительных операций.
Делать предварительный отбор источников информации:
Развитие
умения решать
нестандартные ориентироваться
в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в
задачи.
словаре).
Развитие логического внимания.
Обучение Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
поиску закономерностей. Развитие
умения учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
решать нестандартные задачи.
учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате
совместной работы всего класса.
Совершенствование воображения.
Развитие
наглядно-образного мышления.
Ребусы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
Задания по перекладыванию спичек.
группировать такие математические объекты, как числа, числовые
Развитие
быстроты
реакции.выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические
Совершенствование мыслительных операций. фигуры.
другую:
Развитие
умения решать
нестандартные Преобразовывать информацию из одной формы в
составлять математические рассказы и
задачи на
основе
задачи.

простейших
математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем);
Находить
и формулировать решение задачи с помощью
простейших
моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной
и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
9
Развитие
концентрации
внимания.Регулятивные УУД:
Совершенствование мыслительных операций.
Определять и формулировать цель деятельности
с помощью
Развитие
умения решать
нестандартныеучителя.
задачи.
Проговаривать последовательность действий .
Тренировка
внимания.
СовершенствованиеУчиться высказывать своё предположение (версию) на основе
10
мыслительных операций.
Развитие уменияработы с иллюстрацией рабочей тетради.
решать нестандартные задачи
Учиться работать по предложенному учителем плану.
11
Тренировка
слуховой
памяти.Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Совершенствование мыслительных операций.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
Развитие
умения решать
нестандартныеэмоциональную оценку деятельности товарищей.
задачи.
Познавательные УУД:
12
Тренировка
зрительной
памяти.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
Совершенствование мыслительных операций.
известного с помощью учителя.
Развитие
умения решать
нестандартныеДелать предварительный отбор источников информации:
задачи.
ориентироваться в учебнике (на развороте, в
оглавлении, в
13
Развитие логического мышления. Обучение
словаре).
поиску закономерностей. Развитие умения
решать нестандартные задачи

14

15

16

17

18

19

20

21

22

Совершенствование воображения.
Развитие Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
наглядно-образного мышления.
Ребусы. учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от
учителя.
Задания по перекладыванию спичек.
Развитие
быстроты
реакции. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать такие математические объекты, как числа, числовые
задачи.
Развитие
концентрации
внимания. выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические
фигуры.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие умения решать нестандартные задачи Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
составлять математические рассказы и задачи на основе
Тренировка
внимания. Совершенствование простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем);
мыслительных операций. Развитие умения
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
решать нестандартные задачи.
Тренировка
слуховой
памяти. моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной
и письменной речи (на уровне одного предложения или
задачи.
Тренировка
зрительной
памяти. небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
задачи.
Развитие логического мышления.
Обучение школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
поиску закономерностей. Развитие умения
исполнителя, критика).
решать нестандартные задачи.
Совершенствование воображения.
Развитие
наглядно-образного мышления.
Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек.
Развитие быстроты реакции.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие
умения
решать
нестандартные
задачи.

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Тренировка
концентрации
внимания.
Совершенствование мыслительных операций. Регулятивные УУД:
Развитие
умения решать
нестандартные Определять и формулировать цель деятельности
с помощью
задачи.
учителя.
Тренировка внимания.
Совершенствование Проговаривать последовательность действий .
мыслительных операций. Развитие умения
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе
решать нестандартные задачи.
работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Тренировка
слуховой
памяти. Учиться отличать верно
выполненное задание от неверного.
Совершенствование мыслительных операций. Учиться
совместно с учителем и другими учениками давать
Развитие
умения решать
нестандартные эмоциональную оценку деятельности товарищей.
задачи.
Тренировка
зрительной
памяти. Познавательные УУД:
Совершенствование мыслительных операций. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
Развитие
умения решать
нестандартные известного с помощью учителя.
задачи.
Делать предварительный
отбор источников информации:
Развитие логического мышления.
Обучение ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, в
поиску закономерностей.
Развитие умения словаре).
решать нестандартные задачи.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
Совершенствование воображения.
Развитие учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от
наглядно-образного мышления.
Ребусы. учителя.
Задания по перекладыванию спичек.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
Развитие
быстроты
реакции. результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
Совершенствование мыслительных операций.
Развитие
умения решать
нестандартные группировать такие математические объекты, как числа, числовые
задачи.
выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические
Тренировка
концентрации
внимания. фигуры.
Совершенствование мыслительных операций. Преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Развитие
умения решать
нестандартные составлять математические рассказы и задачи на основе
задачи.
простейших математических моделей (предметных, рисунков,
Тренировка внимания.
Совершенствование схематических рисунков, схем);
мыслительных операций. Развитие умения
решать нестандартные задачи.

32

33

34

Тренировка
слуховой
памяти. Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
Совершенствование мыслительных операций. моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Развитие
умения решать
нестандартные Коммуникативные УУД:
задачи.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной
Тренировка
зрительной
памяти. и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
Совершенствование мыслительных операций. текста).
Развитие
умения решать
нестандартные Слушать и понимать речь других.
задачи.
Читать и пересказывать текст.
Развитие логического мышления. Обучение
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в
поиску закономерностей. Развитие умения
школе и следовать им.
решать нестандартные задачи.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
ИТОГО 34 часа

Предполагаются следующие формы контроля знаний по итогам изучения каждого года обучения:
1.Тестирование ( согласно методическим рекомендациям авторов курса).
2.Создание проектных работ.
3.Организация выставок творческих работ в классе.
4. Выполнение контрольных заданий в конце изучения блока тем.

Список литературы
1. Холодова О.А. Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. Информатика, логика,
математика.» 1 класс в 2-х частях - М.: Издательство РОСТкнига, 2018.
2. Холодова О.А. Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. Информатика, логика,
математика.» 2 класс в 2-х частях - М.:Издательство РОСТкнига, 2018
3. Холодова О.А. Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. Информатика, логика,
математика.» 3 класс в 2-х частях - М.:Издательство РОСТкнига, 2018
4. Холодова О.А. Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. Информатика, логика,
математика.» 4 класс в 2-х частях - М.: Издательство РОСТкнига, 2018
5. Холодова О.А. Методическое пособие «Юным умникам и умницам. Информатика,
логика, математика.» 1- 4 класс - М.: Издательство РОСТкнига, 2015


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».