РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Физика в задачах и экспериентах»
для обучающихся 8 класса
г. Екатеринбург 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Физика в задачах и экспериментах» для 8 класса составлена
на основе федерального компонента государственного стандарта общего
образования и авторской программы элективного курса «Решение задач по
физике повышенной сложности, опубликованной в сборнике «Физика 8-9
классы: сборник программ элективных курсов Волгоград: Учитель, 2007».
Настоящий учебный предмет рассчитан на 17 часов.
Актуальность предмета
Учебный курс призван развивать самую общую точку зрения на решение
задачи как на описание того или иного физического явления физическими
законами, а так же является основой для обобщения и расширения ранее
приобретенных знаний учащимися по физике.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике.
С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и
явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из
истории науки и техники. Программа курса согласована с базовым курсом и
позволит подросткам углубить и расширить свои знания и умения по предмету.
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся 8 классов по физике
путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному
определению.
Задачи:
развитие интереса к физике, к решению физических задач;
совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и
методах решения школьных физических задач;
создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению
задач;
формирование
навыков
самостоятельного
приобретения
знаний
и
применение их в нестандартных ситуациях;
развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать,
систематизировать через решение задач;
развитие творческих способностей учащихся; развитие коммуникативных
умений работать в парах и группе;
показать практическое применение законов физики через решение задач,
связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.
Итогом работы по данной программе может служить реализация
поставленных целей и задач, т. е. учащиеся совершенствуют знания, полученные
из курса физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной
постановке эксперимента, а также приёмам и методам их решения.
В
качестве
подведения
итогов
успешности
обучения
проводится
соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так
и по итогам года.
Содержание учебного курса
«Физика в задачах и экспериментах»
Основное содержание (по темам
Характеристика основных видов учебной
или разделам)
деятельности
Раздел 1. Введение. Физическая - классифицировать физические задачи по
требованию, содержанию, способу задания и
задача (1ч).
Физическая
теория
и
решение решения;
задач. Значение задач в обучении и -
выделять
основные
жизни. Классификация задач по физических задач.
содержанию,
способу
требования
способу
задания,
решения.
Общие
при
решении
физических задач. Этапы решения
физической
задачи.
Работа
с
приемы
составления
текстом
задачи.
Анализ
физического явления. Различные
приемы
и
способы
решения
физических задач.
Раздел 2. Тепловые явления (3ч)
- объяснять тепловые явления, анализировать
Строение
вещества.
Тепловое зависимость температуры тела от скорости
движение
атомов
молекул. движения его молекул, наблюдать и исследовать
и
Броуновское движение. Диффузия. превращение энергии тела в механических
Взаимодействие частиц вещества. процессах;
Модели строения газов, жидкостей - объяснять изменение внутренней энергии тела;
и
твёрдых
равновесие.
тел.
Тепловое - сравнивать виды теплопередачи;
Температура.
температуры
со
хаотичного
Связь - составлять обобщающие таблицы;
скоростью - находить количества теплоты при фазовых
движения
частиц. переходах по формулам;
Измерение
температуры. - строить графики, иллюстрирующие тепловые
Температурные шкалы.
процессы;
Внутренняя
энергия.
теплопередача
изменения
тела.
как
Работа
и - определять
способы механизмов.
КПД
различных
машин
и
внутренней
Виды
энергии - анализировать текст и физическое явление;
теплопередачи: - классифицировать предложенную задачу;
теплопроводность,
конвекция, - формулировать идею/идеи решения задачи;
излучение. Количество теплоты.
- выбирать способ решения задачи;
Изменение агрегатных состояний - последовательно выполнять и проговаривать
вещества.
Плавление
и задачи этапы решения;
кристаллизация.
и анализировать решение задачи, полученный
конденсация. Кипение. Уравнение результат.
теплового
Испарение
баланса.
Закон
сохранения энергии в тепловых
процессах.
Преобразования
энергии в тепловых машинах.
Раздел 3. Электрические явления - доказывать существование частиц, имеющих
наименьший электрический заряд, объяснять
(6 ч)
Электризация
тел.
Два
электрических
рода образование положительных и отрицательных
зарядов. ионов.
Взаимодействие
зарядов.
Закон - объяснять электризацию тел;
сохранения электрического заряда. - строить графики зависимости силы тока от
Электрическое
поле.
электрического
Действие напряжения и сопротивления, анализировать
поля
электрические заряды.
Постоянный
Сила
-
электрический
тока.
на результаты опытов и графики.
цепи
схемам,
по
пользоваться
Напряжение. амперметром и вольтметром
сопротивление. -
Закон
участка
для
электрические
ток. предложенным
Электрическое
Ома
собирать
устанавливать
соотношение
между
цепи. сопротивлением проводника, его длиной и
Последовательное и параллельное площадью поперечного сечения.
соединение проводников. Работа и мощность
электрического
Закон Джоуля – Ленца.
рассчитывать
силу
тока. сопротивление
параллельном,
тока,
при
напряжение
и
последовательном,
смешанном
соединениях
проводников.
-
рассчитывать
электрического
работу
тока,
и
количество
мощность
теплоты,
выделяемое проводником с током по закону
Джоуля – Ленца.
- анализировать текст и физическое явление;
- классифицировать предложенную задачу;
- формулировать идею/идеи решения задачи;
- выбирать способ решения задачи;
- последовательно выполнять и проговаривать
задачи этапы решения;
анализировать решение задачи, полученный
результат.
Раздел 4. Магнитные явления (3 ч)
получать
картину
магнитного
поля
дугообразного магнита, описывать опыты по
Магнетизм.
Опыт
Магнитное
Эрстеда. намагничиванию веществ;
поле
тока. -
приводить
примеры
использования
Взаимодействие
магнитов. электромагнитов в технике и быту;
Действие
поля
магнитного
проводник
с
на - объяснять принцип действия электродвигателя
током. и области его применения;
Электродвигатель.
- определять направление магнитных линий
прямого тока, катушки с током;
-
определять
направление
силы
Ампера,
используя правило левой руки;
- анализировать текст и физическое явление;
- классифицировать предложенную задачу;
- формулировать идею/идеи решения задачи;
- выбирать способ решения задачи;
- последовательно выполнять и проговаривать
задачи этапы решения;
анализировать решение задачи, полученный
результат.
Раздел 5. Световые явления (3 ч)
-
формулировать
закон
Элементы геометрической оптики. распространения света, законы
Законы
геометрической
прямолинейного
отражения
и
оптики. преломления света;
Плоское зеркало. Дисперсия света. - применять законы отражения при построении
Линза. Фокусное расстояние линзы. изображения в плоском зеркале;
Глаз как оптическая система.
- объяснять восприятие изображения глазом
человека;
- строить изображения, даваемые собирающей,
рассеивающей линзой;
- анализировать текст и физическое явление;
- классифицировать предложенную задачу;
- формулировать идею/идеи решения задачи;
- выбирать способ решения задачи;
- последовательно выполнять и проговаривать
задачи этапы решения;
анализировать решение задачи, полученный
результат.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Физика в задачах и экспериментах». 8 класс
Личностными результатами обучения являются:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к
авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих действий;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию
в
анализировать
соответствии
содержание
словесной,
и
с
образной,
перерабатывать
поставленными
прочитанного
текста,
поставленные вопросы и излагать его;
символической
полученную
задачами,
находить
информацию
выделять
в
формах,
нем
в
основное
ответы
на
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои
мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию.
Предметными результаты обучения являются:
понимание и способность объяснять физические явления: тепловые,
электрические, магнитные, световые;
понимание смысла основных физических законов и умение
применять их на практике;
расширение знаний об основных алгоритмах решения задач,
различных методах приемах решения задач;
решение
задач с применением законов и формул, различных
разделов физики;
владение экспериментальными методами исследования тепловых,
электрических, магнитных, световых явлений;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни
(экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).
Учащиеся получат возможность научиться:
выбирать рациональный способ решения задачи;
решать комбинированные задачи;
решать нестандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор
приемов, используемых в математике.
Учебно-тематический план учебного предмета
«Физика в задачах и экспериментах»
№п/п
Тема
Кол-
Ведущая форма деятельности
во
часов
1
Введение. Физическая задача
1
Лекция, решение задач
2
Тепловые явления
4
Решение задач, тестирование
3
Электрические явления
6
Практическая работа, решение
задач, тестирование
4
Магнитные явления
3
Практикум, решение задач
5
Световые явления
3
Практикум, решение задач
ИТОГО
17
Поурочное планирование учебного предмета
«Физика в задачах и экспериментах». 8 класс
№
п/п
1
Наименование
разделов и тем
программы
Физические задачи,
Количество
часов
1
способы их решения.
2
Решение задач по теме
1
«Тепловые явления»
3
Решение качественных
1
задач по теме
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
«Внутренняя энергия»
4
Количество теплоты
1
5
Уравнение теплового
1
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
баланса.
6
Решение качественных
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
1
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
1
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
1
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
1
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
1
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
1
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
задач по теме
«Электризация тел.
Электрическое поле»
7
Характеристики
электрического тока.
Практическая работа.
8
Решение расчётных
задач по теме «Закон
Ома для участка цепи»
9
Последовательное и
параллельное
соединение проводников.
Практическая работа
10
Решение задач по теме
«Работа и мощность
электрического тока.
Закон Джоуля –
Ленца».
11
Решение задач по теме
«Электрический ток»
12
Решение задач по теме
1
«Магнитные явления»
13
Магнитное поле тока.
1
Действие магнитного
поля на проводник с
током
14
Практическая работа по
определению действия
1
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
магнитного поля на
проводник с током.
15
Отражение света.
1
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
1
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
1
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
Зеркало. Практическая
работа « Изучение
отражения света от
плоского и вогнутого
зеркала».
16
Преломление света.
Законы преломления.
Практическая работа:
«Исследование
зависимости угла
преломления в
зависимости от угла
падения»
17
Линзы. Формула
тонкой линзы.
Построение
изображений в линзах.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
Не требуются. Используются материалы, подготовленные учителем.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. – М.:
Илекса, 2007.
2. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Решения ключевых задач по
физике для основной школы. 7 - 9 классы. – М.: Илекса, 2005.
3. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс» М.: Экзамен, 2012.
4. Кирик Л.А. Физика – 8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные
работы. – М.: Илекса, 2012.
5. Лукашик В. И., Иванова Е.В., Сборник задач по физике. Для 7-9 классов
общеобразовательных учреждений, 17-е издание, М., Просвещение 2004 г.
6. Лукашик В. И.,. Иванова Е.В. Сборник школьных олимпиадных задач по
физике
для 7-11 классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2007 г.
7. Пайкес В.Г.,. Ерюткин Е.С, Ерюткина С.Г. «Дидактические материалы по
физике 8 класс». М., «АРКТИ», 2000г.
9. Перышкин А.В. «Физика. 8 класс», учебник для общеобразовательных школ.
10. Физика 8-9классы» сборник программ элективных курсов. Волгоград;
Учитель, 2007 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/