РП Физика в задачах и экспериментах 8 класс 2024-2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Физика в задачах и экспериентах»
для обучающихся 8 класса

г. Екатеринбург 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Физика в задачах и экспериментах» для 8 класса составлена
на основе федерального компонента государственного стандарта общего
образования и авторской программы элективного курса «Решение задач по
физике повышенной сложности, опубликованной в сборнике «Физика 8-9
классы: сборник программ элективных курсов Волгоград: Учитель, 2007».
Настоящий учебный предмет рассчитан на 17 часов.
Актуальность предмета
Учебный курс призван развивать самую общую точку зрения на решение
задачи как на описание того или иного физического явления физическими
законами, а так же является основой для обобщения и расширения ранее
приобретенных знаний учащимися по физике.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике.
С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и
явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из
истории науки и техники. Программа курса согласована с базовым курсом и
позволит подросткам углубить и расширить свои знания и умения по предмету.
Цель: углубить и систематизировать знания учащихся 8 классов по физике
путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному
определению.
Задачи:
развитие интереса к физике, к решению физических задач;
совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
формирование представлений о постановке, классификации, приёмах и
методах решения школьных физических задач;
создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению
задач;

формирование

навыков

самостоятельного

приобретения

знаний

и

применение их в нестандартных ситуациях;
развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать,
систематизировать через решение задач;
развитие творческих способностей учащихся; развитие коммуникативных
умений работать в парах и группе;
показать практическое применение законов физики через решение задач,
связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.
Итогом работы по данной программе может служить реализация
поставленных целей и задач, т. е. учащиеся совершенствуют знания, полученные
из курса физики, приобретают навыки по классификации задач, правильной
постановке эксперимента, а также приёмам и методам их решения.
В

качестве

подведения

итогов

успешности

обучения

проводится

соревнование по решению задач между учащимися, как по отдельным темам, так
и по итогам года.
Содержание учебного курса
«Физика в задачах и экспериментах»
Основное содержание (по темам

Характеристика основных видов учебной

или разделам)

деятельности

Раздел 1. Введение. Физическая - классифицировать физические задачи по
требованию, содержанию, способу задания и

задача (1ч).
Физическая

теория

и

решение решения;

задач. Значение задач в обучении и -

выделять

основные

жизни. Классификация задач по физических задач.
содержанию,
способу
требования

способу

задания,

решения.

Общие

при

решении

физических задач. Этапы решения
физической

задачи.

Работа

с

приемы

составления

текстом

задачи.

Анализ

физического явления. Различные
приемы

и

способы

решения

физических задач.
Раздел 2. Тепловые явления (3ч)

- объяснять тепловые явления, анализировать

Строение

вещества.

Тепловое зависимость температуры тела от скорости

движение

атомов

молекул. движения его молекул, наблюдать и исследовать

и

Броуновское движение. Диффузия. превращение энергии тела в механических
Взаимодействие частиц вещества. процессах;
Модели строения газов, жидкостей - объяснять изменение внутренней энергии тела;
и

твёрдых

равновесие.

тел.

Тепловое - сравнивать виды теплопередачи;

Температура.

температуры

со

хаотичного

Связь - составлять обобщающие таблицы;

скоростью - находить количества теплоты при фазовых

движения

частиц. переходах по формулам;

Измерение

температуры. - строить графики, иллюстрирующие тепловые
Температурные шкалы.
процессы;
Внутренняя

энергия.

теплопередача
изменения
тела.

как

Работа

и - определять
способы механизмов.

КПД

различных

машин

и

внутренней

Виды

энергии - анализировать текст и физическое явление;
теплопередачи: - классифицировать предложенную задачу;

теплопроводность,

конвекция, - формулировать идею/идеи решения задачи;
излучение. Количество теплоты.
- выбирать способ решения задачи;
Изменение агрегатных состояний - последовательно выполнять и проговаривать
вещества.
Плавление
и задачи этапы решения;
кристаллизация.

и анализировать решение задачи, полученный
конденсация. Кипение. Уравнение результат.
теплового

Испарение

баланса.

Закон

сохранения энергии в тепловых
процессах.

Преобразования

энергии в тепловых машинах.
Раздел 3. Электрические явления - доказывать существование частиц, имеющих

наименьший электрический заряд, объяснять

(6 ч)
Электризация

тел.

Два

электрических

рода образование положительных и отрицательных

зарядов. ионов.

Взаимодействие

зарядов.

Закон - объяснять электризацию тел;

сохранения электрического заряда. - строить графики зависимости силы тока от
Электрическое

поле.

электрического

Действие напряжения и сопротивления, анализировать

поля

электрические заряды.
Постоянный
Сила

-

электрический

тока.

на результаты опытов и графики.
цепи

схемам,

по

пользоваться

Напряжение. амперметром и вольтметром
сопротивление. -

Закон

участка

для

электрические

ток. предложенным

Электрическое
Ома

собирать

устанавливать

соотношение

между

цепи. сопротивлением проводника, его длиной и

Последовательное и параллельное площадью поперечного сечения.
соединение проводников. Работа и мощность

электрического

Закон Джоуля – Ленца.

рассчитывать

силу

тока. сопротивление
параллельном,

тока,

при

напряжение

и

последовательном,

смешанном

соединениях

проводников.
-

рассчитывать

электрического

работу

тока,

и

количество

мощность
теплоты,

выделяемое проводником с током по закону
Джоуля – Ленца.
- анализировать текст и физическое явление;
- классифицировать предложенную задачу;
- формулировать идею/идеи решения задачи;
- выбирать способ решения задачи;
- последовательно выполнять и проговаривать
задачи этапы решения;
анализировать решение задачи, полученный
результат.
Раздел 4. Магнитные явления (3 ч)

получать

картину

магнитного

поля

дугообразного магнита, описывать опыты по

Магнетизм.

Опыт

Магнитное

Эрстеда. намагничиванию веществ;

поле

тока. -

приводить

примеры

использования

Взаимодействие

магнитов. электромагнитов в технике и быту;

Действие

поля

магнитного

проводник

с

на - объяснять принцип действия электродвигателя

током. и области его применения;

Электродвигатель.

- определять направление магнитных линий
прямого тока, катушки с током;
-

определять

направление

силы

Ампера,

используя правило левой руки;
- анализировать текст и физическое явление;
- классифицировать предложенную задачу;
- формулировать идею/идеи решения задачи;
- выбирать способ решения задачи;
- последовательно выполнять и проговаривать
задачи этапы решения;
анализировать решение задачи, полученный
результат.
Раздел 5. Световые явления (3 ч)

-

формулировать

закон

Элементы геометрической оптики. распространения света, законы
Законы

геометрической

прямолинейного
отражения

и

оптики. преломления света;

Плоское зеркало. Дисперсия света. - применять законы отражения при построении
Линза. Фокусное расстояние линзы. изображения в плоском зеркале;
Глаз как оптическая система.

- объяснять восприятие изображения глазом
человека;
- строить изображения, даваемые собирающей,
рассеивающей линзой;
- анализировать текст и физическое явление;
- классифицировать предложенную задачу;
- формулировать идею/идеи решения задачи;
- выбирать способ решения задачи;
- последовательно выполнять и проговаривать

задачи этапы решения;
анализировать решение задачи, полученный
результат.

Планируемые результаты освоения учебного курса
«Физика в задачах и экспериментах». 8 класс
Личностными результатами обучения являются:
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
 готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;
 мотивация образовательной деятельности школьников на основе
личностно ориентированного подхода;
 формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к
авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения являются:
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями
предвидеть возможные результаты своих действий;
 формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию

в

анализировать
соответствии
содержание

словесной,
и

с

образной,

перерабатывать
поставленными

прочитанного

текста,

поставленные вопросы и излагать его;

символической

полученную
задачами,
находить

информацию

выделять
в

формах,

нем

в

основное
ответы

на

 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора
информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
 развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои
мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
 освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
 формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и
убеждения, вести дискуссию.
Предметными результаты обучения являются:


понимание и способность объяснять физические явления: тепловые,

электрические, магнитные, световые;


понимание смысла основных физических законов и умение

применять их на практике;


расширение знаний об основных алгоритмах решения задач,

различных методах приемах решения задач;


решение

задач с применением законов и формул, различных

разделов физики;


владение экспериментальными методами исследования тепловых,
электрических, магнитных, световых явлений;



умение использовать полученные знания в повседневной жизни
(экология, быт, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Учащиеся получат возможность научиться:
 выбирать рациональный способ решения задачи;
 решать комбинированные задачи;
 решать нестандартные задачи, используя стандартные алгоритмы и набор
приемов, используемых в математике.

Учебно-тематический план учебного предмета
«Физика в задачах и экспериментах»
№п/п

Тема

Кол-

Ведущая форма деятельности

во
часов
1

Введение. Физическая задача

1

Лекция, решение задач

2

Тепловые явления

4

Решение задач, тестирование

3

Электрические явления

6

Практическая работа, решение
задач, тестирование

4

Магнитные явления

3

Практикум, решение задач

5

Световые явления

3

Практикум, решение задач

ИТОГО

17

Поурочное планирование учебного предмета
«Физика в задачах и экспериментах». 8 класс

№
п/п
1

Наименование
разделов и тем
программы
Физические задачи,

Количество
часов
1

способы их решения.
2

Решение задач по теме

1

«Тепловые явления»
3

Решение качественных

1

задач по теме

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/

«Внутренняя энергия»
4

Количество теплоты

1

5

Уравнение теплового

1

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass

баланса.
6

Решение качественных

https://resh.edu.ru/subject/28/7/
1

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/

1

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/

1

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/

1

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/

1

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/

1

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/

задач по теме
«Электризация тел.
Электрическое поле»
7

Характеристики
электрического тока.
Практическая работа.

8

Решение расчётных
задач по теме «Закон
Ома для участка цепи»

9

Последовательное и
параллельное
соединение проводников.
Практическая работа

10

Решение задач по теме
«Работа и мощность
электрического тока.
Закон Джоуля –
Ленца».

11

Решение задач по теме
«Электрический ток»

12

Решение задач по теме

1

«Магнитные явления»
13

Магнитное поле тока.

1

Действие магнитного
поля на проводник с
током
14

Практическая работа по
определению действия

1

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/

магнитного поля на
проводник с током.
15

Отражение света.

1

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/

1

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/

1

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/

Зеркало. Практическая
работа « Изучение
отражения света от
плоского и вогнутого
зеркала».
16

Преломление света.
Законы преломления.
Практическая работа:
«Исследование
зависимости угла
преломления в
зависимости от угла
падения»

17

Линзы. Формула
тонкой линзы.
Построение
изображений в линзах.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
УЧЕНИКА
Не требуются. Используются материалы, подготовленные учителем.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике. – М.:
Илекса, 2007.
2. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Решения ключевых задач по
физике для основной школы. 7 - 9 классы. – М.: Илекса, 2005.
3. Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс» М.: Экзамен, 2012.
4. Кирик Л.А. Физика – 8. Разноуровневые самостоятельные и контрольные
работы. – М.: Илекса, 2012.
5. Лукашик В. И., Иванова Е.В., Сборник задач по физике. Для 7-9 классов
общеобразовательных учреждений, 17-е издание, М., Просвещение 2004 г.
6. Лукашик В. И.,. Иванова Е.В. Сборник школьных олимпиадных задач по
физике
для 7-11 классов общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2007 г.
7. Пайкес В.Г.,. Ерюткин Е.С, Ерюткина С.Г. «Дидактические материалы по
физике 8 класс». М., «АРКТИ», 2000г.
9. Перышкин А.В. «Физика. 8 класс», учебник для общеобразовательных школ.
10. Физика 8-9классы» сборник программ элективных курсов. Волгоград;
Учитель, 2007 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://www.yaklass.ru/p/fizika/7-klass
https://resh.edu.ru/subject/28/7/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».