РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«АБВГДейка»
для обучающихся 1-4 классов
г. Екатеринбург 2024
Пояснительная записка
Данная образовательная программа (далее – Программа) относится к коррекционноразвивающим программам и разработана в соответствии с федеральными, региональными и
локальными нормативными документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями от 20 апреля 2021 г.).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1198
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 ВК-42/07 «О
введении ФГОС ОВЗ».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП
2.4.3648-20. Санитарные правила...")» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 марта 2022 г. № 9 «О
внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП
3.1/2.4.3598-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры
для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"».
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях".
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронновычислительным машинам и организации работы".
Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность (распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации
от 6 августа 2020 г. № Р-75).
Разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей
от 24.11.2020 ДГ-2210/07.
Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Документ
Министерства просвещения Российской Федерации от 20 марта 2020
Устав ОУ.
Цель программы заключается в реализации взаимосвязи языкового образования, умственного и
речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной
внеурочной деятельности.
Задачи
1. Обучающие:
· приобретение знаний, умений, навыков по правильному использованию слов русского языка;
· пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
· развитие мотивации к изучению русского языка;
· развитие творчества и обогащение словарного запаса;
· совершенствование общего языкового развития учащихся;
· углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
2. Воспитывающие:
· воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову;
· воспитание культуры обращения с книгой, словарём;
· формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
3. Развивающие:
· развивать смекалку и сообразительность;
· приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
· развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
· учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой, словарём.
4. Коррекционные:
· повышение интереса к школьному предмету, устному народному творчеству;
· развить и активизировать словарный запас учащихся начальных классов скороговорками,
пословицами, поговорками, загадками;
· сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В основу формирования Программы положены следующие принципы:
Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования.
Принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся.
Принцип коррекционной направленности обучения, воспитания и развития обучающихся –
предполагает разработку специальных педагогических мероприятий, направленных на
компенсацию или минимизацию речевого дефекта, психического и физического развития
обучающихся.
Принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей.
Онтогенетический принцип.
Принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного
потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей
обучающихся.
Принцип преемственности, предполагающий при проектировании Программы ориентировку
на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования
обучающихся с речевыми нарушениями.
Принцип направленности на формирование деятельности – обеспечивает возможность
овладения обучающимися с речевыми нарушениями всеми видами доступной им
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением.
Принцип сотрудничества с семьей.
Принцип единства диагностики и коррекции. Данный принцип реализуется в двух аспектах.
Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен
предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его
основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи
коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей
деятельности требует постоянного мониторинга достижений обучающегося в процессе
коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи
самой Программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологопедагогического воздействия.
В основу разработки Программы заложены дифференцированный, деятельностный и системный
подходы.
Дифференцированный подход к построению Программы предполагает учет особых
образовательных потребностей обучающихся, которые определяются уровнем речевого
развития,
этиопатогенезом,
характером
нарушений
формирования
речевой
функциональной системы и проявляются в неоднородности возможностей освоения
содержания образования.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и
воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих
закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем
собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая
используется как средство общения. Основным средством реализации системного подхода
в образовании обучающихся с речевыми нарушениями является включение речи на всех
этапах учебной деятельности обучающихся.
Планируемые результаты обучения
1 класс
Личностные результаты:
· осознавать роль языка и речи в жизни людей;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
· учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
· находить ответы на вопросы учителя - логопеда;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя - логопеда;
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
1- й класс
Личностные результаты:
· осознавать роль языка и речи в жизни людей;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
· определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
· учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
· оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· слушать и понимать речь других;
· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Особенности программы внеурочной деятельности
(коррекционная развивающая область)
Курс изучения программы рассчитан на 2 года (на учащихся 1х – 2х классов). Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут во 2 классе.
Программа состоит из нескольких курсов.
Первый курс - «Путешествия по Стране Звуков и Букв» (для учащихся 1 класса).
Второй курс - «Путешествие по удивительному миру Слов» (для учащихся 2 класса).
Курс «Путешествия по Стране Звуков и Букв» применяется на этапе звукобуквенного анализапри
переходе к письменной речи для работы с учащимися 1 класса, имеющими нарушения
фонематического восприятия; испытывающими трудности формирования навыков чтения и письма,
связанные с низким уровнем развития фонематического анализа и воспроизведения, бедностью
словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя речи, зрительно –
пространственного восприятия, зрительной памяти.
Систематическая и углублённая работа над фонетической стороной речи необходима для
формирования как графических, так и орфографических умений и навыков.
Курс «Путешествия по удивительному миру Слов» используется на этапе развития логически
связной и богатой синонимами, антонимами, фразеологизмами, пословицами речи учащихся 2
класса, которые испытывают трудности формирования навыков чтения и письма,связанные с низким
уровнем развития словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя
речи, зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти.
Скудный словарный запас лишает ученика успешной работы, поэтому определяем, какие стороны
того или иного слова (значение, грамматические формы, произношение, написание) являются
затруднительными для учащихся. Работа над развитием словаря будет преследовать различные цели
(ознакомление с лексическим значением слова; образование некоторых грамматических форм слова;
орфоэпическое произношение отдельных слов и соблюдение в словах нормативного ударения) и
иметь разное содержание.
Задания рассчитаны на обогащение, уточнение и активизацию словаря учащихся.
Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на обогащение социально-нравственного
опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого
самовыражения.
Разнообразные виды заданий, нацеленные на последовательное развитие словаря, умение
оперативно мыслить в пределах той или иной темы, предупредят и исправят наиболее часто
встречающиеся типичные ошибки у детей.
Содержание программы внеурочной деятельности
(коррекционная развивающая область)
2 класс Содержание курса «Путешествия по Стране Звуков и Букв»
№
Наименование разделов и тем
1
1.1
Мир Звуков и Букв.
Путешествие в Мир Звуков.
(Экскурсия в лес, на улицу. Слушаем и угадываем звуки. Игра «Угадай звук».)
В гостях у Безмолвия.
(Сказка «Мир без слов». Разыгрывание немых сцен «Угадай задуманное». Жестовая игра
«Знаешь сам – скажи другому».)
Кто как голос подаёт.
(Отгадывание загадок. Воспроизведение звукоподражаний по картинкам, изображающим
животных. Прослушивание записей голосов животных. Соревнование «Узнай меня по голосу».
Физминутка. “Зоопарк” (Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Учительлогопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает
соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.)
Кто как голос подаёт
Отгадывание загадок. “Ворона”. (Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх
— сделать вдох, медленно опустить руки — длительный выдох с произнесением
звукоподражания “кар”.) Воспроизведение звукоподражаний по картинкам, изображающим
птиц. Физминутка. Прослушивание записей пения птиц. Соревнование «Узнай меня по голосу».
Звуки животных (аудиозапись).
В гости к старичку Звуковичку.
Чтение сказки В.В. Волиной «В стране звуков».
Игра «Дежурный звук». Давайте познакомимся со способом образования различных звуков.
Физминутка. Задание «Угадай звук». Детям предлагается прослушать серии ударов (или
одиночные удары) — громких и тихих, с короткими и длинными паузами: !!! --- ; !!--!!--; ! !! !!;
!-!-!-; --- и т. Д. Задаем детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик
ударов. “Дождик” (Детям предлагается хлопать в ладоши в том же темпе, в котором
произносятся слова “Кап, кап, кап”. В дальнейшем дети совместно с учителем-логопедом
проговаривают слова стихотворения).
Дружба звуков.
Послушай звуки и угадай слово. «С Ы Р» - сыр. Слушайте и считайте хлопки (в одном задании
не более 5 хлопков в разных ритмах.) Прохлопай слова: МАК, ДУБ, КОТ, МАКИ, ДУБЫ,
КОТЫ, КОТИКИ, ДУБИКИ. Попробуйте нарисовать схему слов самостоятельно :
,
,
. Используя данные схемы, придумайте свои слова.
Услышь звук.
Закройте глаза, послушайте стихотворение Джеймса Ривза «Шумный Ба – Бах».
Послушайте отрывок стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».
- Что вы ощущаете? (Ответы детей…В стихотворении говорится о чём-то тёмном,
страшном, сильном, угрюмом, быстром».
А. Барто «Игра слов».
- Какое «гремящее» слово вы услышали? (гром – гр)
- Сами придумайте «гремящие» слова. (Треск, грохот, град).
Как из звуков собираются слова?
Дорисуй нужную картинку, чтобы из первых звуков названий картинок получилось
1.2
1.3
1.4
1.5
Всего
часов
5
1
1
1
1
1
слово.
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
Физминутка.
Игра “Угадай, кто (что) это был(о).”
Физминутка.
Послушай слова и скажи, чем различаются данные слова друг от друга по звуковому составу.
(Сыр – сор; кот – кит; роса – оса; стол – сто; рот – крот).
Кот – охотник. (Мы знаем, что каждый звук в слове занимает своё место. Кот – охотник любит
менять звуки местами или заменять на другие (кот – ток, сила – лиса, аист – лист, жил – шил).
Чтение стихотворения В. Берестов «Гласные тянутся в песенке звонкой…»
Послушай и повтори: АУ, АУА, ИО (звуки называем раздельно!) Послушай и напечатай
в рабочей тетради только первый звук: БАТОН, ОСЛИК, КОТ. Прочитай слово (бок). Нарисуй
квадратики под составленными словами и раскрась звуки нужным карандашом (красный, синий,
зеленый – звуко – цветовая схема).
Задачки в слогах.
Мир Письменности
Путешествие на машине времени.
Чтение сказки В.В. Волиной «Как звуки научились превращаться в буквы».
Письмо в древности. Беседа о зарождении письменности.
Физминутка.
Игра «Угадай букву». Дети вынимают и угадывают букву из мешочка с завязанными
глазами.
Путешествие на машине времени.
Сказка Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные» знаки.
Физминутка.
Рисуночное письмо.
Игра «Угадай символ».
Тайна звуков и букв.
Разгадывание загадок про буквы.
Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные звуки».
Верни буквы на вывески.
Физминутка.
Подбери слово по последнему звуку.
В гости к буквам.
Чтение отрывка из книги С. Маршака «Весёлое путешествие от «А» до «Я»».
Горка «Всё на «А» (работа с орфографическим словарём). Почему буквы не
соответствуют произносимым звукам.
Работа с разрезной азбукой.
Физминутка.
“Незнайка запутался”. Учитель – логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который
нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Учитель
– логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук,
рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. Д.). Дети получают
первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами,
которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной
группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет
логопед).
Переполох в Буквограде.
Игра букв. Как превратить одну букву в другую? Что случится со словом если буква
убежала, заменилась на другую или сломалась? Измени слово, убрав или вставив одну букву.
Работа с разрезной азбукой.
Реставрация букв.
Игра «Заколдованные буквы» (буквенное конструирование).
Работа с разрезной азбукой.
Фонетический чайнворд (Последняя буква каждого слова в замкнутой цепи чайнворда
является первой буквой следующего слова). Буквы…буквы… дай им волю – нашалятся буквы
вволю!
Физминутка.
Исправление ошибки (чтение стихотворения А. Максакова «Ошибки»).
Встреча с Буквоедом
Докажи Буквоеду, что никакой лабиринт тебе не страшен. Пройди от входа до выхода и
освободи из западни Б, У, К, В, Ы.
Физминутка.
Прочитай пословицу.
12
1
1
1
1
1
1
1
Задачки Буквоеда
Угадайте слово. Пропала буква из слова.
Работа со словами (вставьте или уберите букву.)
Беседа о букве – смыслоразличитель.
Физминутка.
Работа с разрезной азбукой. Игра в слова. (Если взятьт большое слово, вынуть буквы,
раз, и два, а потом собрать их снова – выйдут новые слова (В. Шумилин).
Подумай и вставь гласную или согласную букву так, чтобы получилось слово. (Л . К – у,
а, ю, е, и; К О . А – р, з, л, с, ж)…
2.9 Буквы на балу.
Чтение грамматической сказки «Буквы на балу». Работа со сказкой. Зачем звуки
превратились в буквы?
Игра «Угадай букву». Что придумали буквы? Игра «Туда – сюда» (слово читается
одинаково и слева направо, и справа налево! Например, БОБ).
Буквы чародейки (Посередине листа один из играющих пишет букву. Каждыйследующий
участник дописывает с любой стороны по одной букве так, чтобы итогом игры стало слово.
Например: (ПЛОШКА – (421356) Цифры в данном случае обозначают номер хода
– последовательность дописывания букв с разных сторон).
Физминутка.
Из букв каждого слова составь за 5 минут как можно больше слов. Работа с разрезной
азбукой.
2.10 В гостях у волшебника Ударения.
Чтение сказки В.В. Волиной «Волшебник Ударение».
Весёлые рифмы.
Поставь ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание (омографы).
Физминутка.
Работа с предложением. Найди слова, которые различаются одним звуком. Назови их.
Одинаковы ли эти слова по смыслу?
2.11 Игра букв. Как мягкий знак изменил слово.
Закончи стихотворение, добавив последнее слово с мягким знаком. Игра «Буква
убежала». Рисунок букв.
Физминутка.
Работа со словарём (Кто больше придумает слов, заканчивающихся на «ДЬ».
2.12 Как гласные буквы превращают твёрдые согласные в мягкие.
Игра «Мяч поймать смогу, если гласный звук услышу»
Работа с разрезной азбукой.
Игра “Телефон”.
Физминутка.
3
Путешествие с буквами
3.1 Буква Б и её дальняя родственница
Чтение сказки В.В. Волиной «Буква Б и её дальняя родственница».
Игра «Назови слово с другим звуком» (палка – балка).
Физминутка.
Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы П или Б
находятся перед согласной.
«Моя буква» работа с разрезной азбукой.
3.2 Путешествие с буквами «Д» и «Т».
Игра «Назови слово с другим звуком» (том – дом).
Физминутка.
«Моя буква» работа с разрезной азбукой.
3.3 Ворчливая З и тихая С
Чтение сказки В.В. Волиной «Ворчливая З и тихая С».
Игра «Назови слово с другим звуком» (суп – зуб).
Физминутка.
Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы З или С
находятся перед согласной
«Моя буква» работа с разрезной азбукой.
3.4 Путешествие с буквами «Г» и «К».
Чтение стихотворения С. Погореловского «Как Мишка деда рассердил»
Игра «Назови слово с другим звуком» (кол – гол).
Физминутка.
Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Г или К
находятся перед согласной.
2.8
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
«Моя буква» работа с разрезной азбукой.
Шарады.
3.5 Путешествие с буквами «В» и «Ф».
Игра «Назови слово с другим звуком» (Феня – Веня).
Отгадай кроссворд (в-ф).
Физминутка.
Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы В или Ф
находятся перед согласной
Работа с разрезной азбукой
3.6 Игра – соревнование «Жуки и гуси» («Ж» и «Ш»)
Игра «Назови слово с другим звуком» (уши – ужи).
Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на
заданный звук).
Физминутка.
Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Ж или Ш
находятся перед согласной
«Моя буква» работа с разрезной азбукой
3.7 Путешествие с буквами «С» и «Ш».
Игра «Назови слово с другим звуком» (усы – уши).
Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на
заданный звук).
Физминутка.
Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы С или Ш
находятся перед согласной
«Моя буква» работа с разрезной азбукой.
3.8 Игра – соревнование «Жуки и комары». «Ж» и «З».
Игра «Назови слово с другим звуком» (зевать – жевать).
Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на
заданный звук).
Физминутка.
Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Ж или З
находятся перед согласной
«Моя буква» работа с разрезной азбукой.
3.9 Путешествие с буквами «Ч» и «Ц».
Собери цветок. (На столе лежит 2 «серединки» цветка. В них написана буква «Ц» и буква «Ч».
Рядом выкладываются «цветочные» лепестки, на которых написаны слова с припущенными
буквами. Учащийся собирает цветок. Играют от 2 и более (можно по командам) учащихся .
Физминутка.
Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Ч или Ц
находятся перед согласной
Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на
заданный звук).
Работа с разрезной азбукой.
3.10 Путешествие с буквами «Ч» и «Ш».
Игра «Назови слово с другим звуком » (Даша – дача).
Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на
заданный звук).
Физминутка.
Чётко прочитай пары слов. А теперь прочитай только те слова, в которых буквы Ч или
находятся перед согласной
Работа с разрезной азбукой.
3.11 Путешествие с буквами «Ч» и «Т ' ».
Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на
заданный звук).
Работа с разрезной азбукой
Физминутка
3.12 В гостях у Ромы и Лены («Р» и «Л»)
Игра «Назови слово с другим звуком» (лак – рак).
Игра «Свяжем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». (Все слова начинаются на
заданный звук).
Работа с разрезной азбукой.
Игра «Рыбалка».
Физминутка.
1
1
1
1
1
1
1
1
Итоговое занятие. Конкурс
4
1
2 класс Содержание курса «Путешествие по удивительному миру Слов»
№
Наименование разделов и тем (содержание занятия)
1
1.1
К сокровищам Страны Слов
Говорю и понимаю без слов
Беседа; игра на раскрепощение детей; проигрывание проблемных ситуаций, игровое
упражнение.
Игра "Подари движение", "Покажи настроение", "Настроение".
Рассматривание и обсуждение фотографий, иллюстраций.
Игровое упражнение "Мимическая гимнастика".
Игра "Придумай и покажи". Драматизация знакомых художественных произведений без слов
с помощью мимики и жестов.
Встреча звуков и букв
Сказкка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игра «Весёлые буквы». Игра «Собери слово». Как
из слогов слова получились. Составление слов из слоговых карточек. Фабрика слов.
(Соревнование «Придумай квакающее слово». Прочитай чайные слова. Слоговой аукцион
«Кто больше?» Составьте как можно больше слов со слогом «БА» в начале, в середине, в
конце слова (база, колбаса, рыба).
Как человек придумывал слова.
Определяем значение слова.
Сравнение «настоящих» (которые что-то называют, что-то обозначают) и «ненастоящих»
(«слово ничего не значит», ими люди в жизни не пользуются) слов. Чтение стихотворения И.
Токмаковой «Плим».
Отгадайте загадки по описанию
(Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте две скорлупки!)
Конкурс «Какие бывают слова».
Чётко прочитай слова. Посещение «магазина». (Ты умеешь искать в магазине нужные
предметы?)
Игра «Что не подходит?»
«Одно слово или несколько?» (найдите в стихах каламбуры, считают количество слов в них,
чётко определяют начало и конец каждого слова (стихи Я. Козловского).
Работа над обобщающими значений слов (тематическая, предметная группировка и т. д.).
Наблюдения за родственными связями слов: купить, покупки, покупатель.
Слова родственники
Встреча с Пейто – богиней красноречия. Знакомство со словами родственниками
(Рассказ «Снежные слова». Игра сценка «Кто лишний»
Разгадывание загадок. Ищем признаки родственных слов.
Эстафета «Слова – братья».
Игра «Какие корни убежали из слов?»
(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь №7 стр 4 - 6)
Травушка – муравушка моя
Бельчонок, лисёнок и медвежонок поют песенки.
Отгадываем загадки.
По-доброму назовём каждого. А я скажу ласково.
Уменьшительно – ласкательные суффиксы (см.: Козырева Л. М. Как образуются слова.
Тетрадь №7 стр 25)
Поездка с ветерком
Суффиксы профессий (см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь № 7 стр 31)
Суффиксы прилагательных
(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь №7 стр 36)
Конкурс – Эстафета. Есть ли родственники у слов?
(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь №7 стр 42)
Как приставка образует новые слова
Вводное занятие.
Приставки пространственного значения
(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь №7 стр 44)
Приставки временного значения
(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь №7 стр 49)
Многозначные приставки
(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь №7 стр 50)
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.
13
Всего
часов
3
1
1
1
14
1
1
2
2
1
1
2
1
1
2.14
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
3.11
3.12
3.13
3.14
3.15
3.16
3.17
34
Конкурс – Эстафета. Приставки бывают разные.
Эти многоликие слова
В гостях у словарика
Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство со словарями.
В гостях у Словарика. (Какие бывают словари? Кто автор?) Игра слов. Игра «Какие бывают
слова?». Игра «Назови одним словом». Игра «Угадай слово». Разгадывание загадок.
Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение
неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».
Встреча с зарубежными друзьями.
Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа
над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».
1
17
2
Однозначные и многозначные слова
(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь. стр 4)
Прямое и переносное значение многозначных слов
(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь. стр 7)
Друзья в Стране Слов (Синонимы)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».
Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. Работа со
словарями.
(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь. стр 25)
Об одном и том же – по разному
(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь стр 29)
На загадку, дай отгадку (Простое слово «промежуток»: в театре несколько минуток, пока
начнётся новый акт, мы называем всё …; на время что-то прекратив, мы объявляем …; в
борьбе, в труде устали слишком – дают уставшим …; после урока непременно нужнаребятам
….
Найдите в стихотворении синонимы.
Чтение, беседа по содержанию рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб».
Замените в словосочетаниях из рассказа выделенные слова синонимами.
Выделите синоним из данной группы синонимов-признаков хлеба.
Конкурс – Эстафета. Выбери правильный ответ
(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь стр 51, 52)
Слова бывают разные – то дельные, то праздные
Знакомство со словами – антонимами. Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ о роли
антонимов в русском языке. Случаи употребления антонимов в русском языке.
Игра «Наоборот».
Отгадай загадку. Найди в загадках антонимы. Придумай свою загадку.
Игра «Раз, два, три говори!» (ведущий произносит слово, играющие быстро называют
антоним)
М. Как образуются слова. Тетрадь. стр 53)
Нахождение антонимичных пар в предложениях и текстах
Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В.
Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова».
(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь. стр 57)
Слова, близкие и противоположные по значению (Дифференциация синонимов и
антонимов.)
Итоговое занятие. Конкурс.
1
Учебный план программы внеурочной деятельности
(коррекционная развивающая область)
Курса «Путешествия по Стране Звуков и Букв»
Категория детей – учащиеся 1 класс
Срок обучения - 1 учебный год (1 класс – 33ч)
Форма обучения – очная, очно-заочная
№ Наименование учебных разделов
Всего часов
1
Мир Звуков
5
2
Мир Письменности
12
3
Путешествие с Буквами
15
4
Итоговое занятие. Конкурс.
1
Курса " Путешествия по удивительному миру Слов» "
1
2
1
1
1
1
3
2
2
1
Категория детей – учащиеся 2 класс
Срок обучения - 1 учебный год (2 класс – 34ч)
Форма обучения – очная, очно-заочная
№ Наименование учебных разделов
1
К сокровищам Страны Слов
2
Слова родственники
3
Эти многоликие слова
4
Итоговое занятие. Конкурс.
Всего часов
3
14
17
1
Учебно – тематический план программы внеурочной деятельности
(коррекционная развивающая область)
Учебно – тематический план
курса " Путешествия по Стране Звуков и Букв»"
№
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
1
Наименование разделов и тем
Раздел 1 Мир Звуков
Путешествие в мир звуков.
В гостях у Безмолвия
Кто как голос подаёт
Всего
часов 33
5
1
1
2
В гости к старичку Звуковичку. Дружба звуков. Слушаем
звуки. Кот – охотник.
Раздел 2 Мир Письменности
Путешествие на машине времени.
12
2
Тайна звуков и букв.
В гости к буквам.
Переполох в Буквограде.
1
1
2
Встреча с Буквоедом
Задачки Буквоеда
Буквы на балу.
В гостях у волшебника Ударения.
Игра букв. Как мягкий знак изменил слово.
Как гласные буквы превращают твёрдые согласные в
мягкие.
Раздел 3 Путешествие с Буквами
Буква Б и её дальняя родственница
Путешествие с буквами «Д» и «Т».
Ворчливая З и тихая С
Путешествие с буквами «Г» и «К».
Путешествие с буквами «В» и «Ф».
Игра – соревнование «Жуки и гуси» («Ж» и «Ш»)
Путешествие с буквами «С» и «Ш».
Игра – соревнование «Жуки и комары» («Ж» и «З»)
(С – Ц)
Путешествие с буквами «Ч» и «Ц».
Путешествие с буквами «Ч» и «Т ' ».
Путешествие с буквами «Ч» и «Щ».
Путешествие с буквами (Сь – Щ)
Путешествие с буквами (Ль – Й)
В гостях у Ромы и Лены
Итоговое занятие. Конкурс
1
1
1
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
план
факт
№
1
2
3
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Учебно-тематический план
курса «Путешествие по удивительному миру Слов»
Наименование разделов и тем
Всего
часов 34
К сокровищам Страны Слов
3
Говорю и понимаю без слов
1
Встреча звуков и букв (Звуки. Буквы. Слоги).
1
Как человек придумывал слова (Значение слов)
1
Слова родственники
14
Встреча с Пейто – богиней красноречия. Знакомство со
1
словами родственниками
Травушка – муравушка моя! (Уменьшительно –
1
ласкательные слова)
2
Поездка с ветерком (суффиксы профессий)
Суффиксы прилагательных
2
Конкурс – Эстафета. Есть ли родственники у слов?
Как приставка образует новые слова
Приставки пространственного значения
1
1
2
Приставки временного значения
Многозначные приставки
Конкурс – Эстафета. Приставки бывают разные.
Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного
брата (однокоренные и родственные слова)
Эти многоликие слова
В гостях у словарика
1
1
1
1
17
2
Встреча с зарубежными друзьями.
1
Однозначные и многозначные слова
Прямое и переносное значение многозначных слов
1
2
Друзья в Стране Слов (Синонимы)
Об одном и том же – по разному
На загадку, дай отгадку
Конкурс – Эстафета. Выбери правильный ответ
(см.: Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь стр.
51, 52)
Слова бывают разные – то дельные, то праздные
(Антонимы)
Нахождение антонимичных пар в предложениях и текстах
1
1
1
1
Слова, близкие
и противоположные по значению
(Дифференциация синонимов и антонимов.)
Итоговое занятие. Конкурс.
2
2
2
1
Дата
план
факт
.
Список литературы:
В программе нашли отражение работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой,
А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корневым, И.В.Прищеповой
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991
Лалаева Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. – С-П. 1998.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика
и коррекция. С-П., 2004.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.,
1995.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. С-П., 2001.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. С-П., 2003.
Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. С-П., 2009.
Козырева Л. М. Тетрадь «Как образуются слова». Ярославль. Академия развития
Козырева Л. М. «Программно- методические материалы для логопедических занятий с младшими
школьниками». Ярославль. Академия развития 2006г.