РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Карта – второй язык географии»
для учащихся 5 классов
г. Екатеринбург 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Карта – второй язык географии» составлена на
основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в
ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов
обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе
воспитания и подлежит непосредственному применению при реализации
обязательной части образовательной программы основного общего
образования.
Программа отражает основные требования ФГОС ООО к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательных
программ.
Программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное
предметное
содержание,
предусматривает
распределение
и
структурирование его по разделам и темам курса; определяет возможности
предмета для реализации требований к результатам освоения программы
основного общего образования, требований к результатам обучения, а также
основных видов деятельности обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КАРТА _ ВТОРОЙ ЯЗЫК ГЕОГРАФИИ»
Карта, как основной язык географии в основной школе — предмет,
формирующий у обучающихся систему комплексных социально
ориентированных знаний о Земле как планете людей, позволяет развивать и
дополнять актуальными в практической жизни знаниями и умениями и имеет
существенное значение для дальнейшего изучения географии.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КАРТА - ВТОРОЙ
ЯЗЫК ГЕОГРАФИИ»
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение
следующих целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой
родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования
целостного географического образа России, ценностных ориентаций
личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, проблем повседневной жизни с
использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;
3) формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета,
для описания, объяснения и оценки разнообразных географических явлений
и процессов, жизненных ситуаций;
4) формирование комплекса практико-ориентированных географических
знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при
решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе
краеведческого материала;
5) формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям),
требующим наличия серьёзной базы географических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КАРТА
ГЕОГРАФИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
– ВТОРОЙ ЯЗЫК
Освоение содержания курса в основной школе происходит с опорой на
географические знания и умения, сформированные ранее в курсе
«Окружающий мир».
Учебным планом на изучение отводится 16 часов - по одному часу в неделю
в течение одного полугодия.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Что изучает картография. Картография как наука, ее формы.
История картографии. Значение и примеры использования карт в различных
видах деятельности современного человека. Основные виды изображения
земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок.
2. Создание карт. Современные методы создания карт. Общие
представления о проектировании, составлении, издании карт. Понятие
о съемках местности. Наземные и дистанционные методы съемок местности.
Исходные материалы для создания карт. Аэрофотоснимки и космические
снимки – основные исходные материалы для создания современных карт.
Практическая работа. Знакомство с простейшими видами съемок
местности. Плановая глазомерная съемка (маршрутная или площадная).
3. Топографическая карта. Основные свойства топографической
карты, система топографических условных знаков. Многолистовые
топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение
расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. Бергштрихи.
Практические работы: Нахождение на топографической карте основных
форм рельефа, изображенных горизонталями.
4. Свойства карты. Карты как модели действительности.
Математические свойства карты. Масштаб карты. Виды масштабов:
численный, именованный и линейный масштабы, основание масштаба и его
точность. Общие представления о картографических проекциях и
возникающих на картах искажениях (длин, площадей, углов). Генерализация
картографического изображения. Влияние назначения карты, масштаба,
содержания
и
особенностей
картографируемой
территории
на
генерализацию.
Практическая работа.
- Определение по численному масштабу именованного, построение
линейного масштаба по численному.
- Сравнение карт школьного атласа и установление различий в показе на них
количества объектов, в обобщенности показа береговой линии, рек
(зависимость нагрузки карты от назначения).
5. Язык карты. Язык карты. Условные обозначения. Внемасштабные,
площадные (масштабные) и линейные условные знаки. Графические
средства, используемые для конструирования картографических знаков:
форма, величина, цвет, ориентировка, светлота, внутренняя структура.
Способы картографирования. Способ значков. Геометрические, буквенные и
наглядные значки. Способы линейных знаков, изолиний, локализованных
диаграмм, знаков движения. Точечный способ и способ ареалов.
Качественный фон, картограмма и картодиаграмма. Возможности каждого из
способов передавать величину, динамику и другие характеристики объектов
и явлений. Правила использования различных способов картографирования
для показа объектов и явлений на карте. Анализ карт школьных и других
атласов по способам изображения. Выбор способов изображения при
составлении карт. Подписи на картах. Виды подписей. Собственные названия
на картах. Картографическая топонимика. Особенности передачи
иноязычных названий. Транскрипция. Виды карт. Общегеографические и
тематические карты. Тематические карты природы и социальноэкономические карты. Объекты и явления, отображаемые на них.
Практические работы: комплексное чтение географических карт, поиск
необходимых карт для решения практических задач.
6. Географическая карта как источник знаний. Географическая карта
– основной источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной работы
(определение географического положения, прием наложения карт,
географическая характеристика территорий).
7. Использование карт. Чтение карт. Общие правила чтения карт
и составления по картам описаний. Использование общегеографических
и тематических карт для составления описаний и измерений.
Практическая работа. Составление по картам школьных атласов
географических описаний. Определение по картам высот точек.
8. Обобщающее повторение. Квест-игра по топографической карте.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- формирование познавательной и информационной культуры, в том
числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями,
книгами, доступными инструментами и техническими средствами
информационных технологий;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи,
выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать
достигнутые результаты;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний
и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты
и явления с помощью карт;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей
действительности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
различать
карты
по
содержанию,
масштабу,
способам
картографического изображения;
- выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических
объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах;
- овладение основами картографической грамотности и использования
карты
как
одного
из
языков
международного
общения;
- формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
тема
Количество часов
Всего
Практические
работы
1.
Что изучает картография
1
2.
3.
4.
Создание карт
Топографическая карта
Свойства карты
3
2
3
2
1
2
5
2
1
2
7.
Язык географии
Географическая карта как источник
знаний
Использование карт
8.
Обобщающее повторение
1
6.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
2
16
2
8
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 а, 5в КЛАССОВ
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
Практические
работы
1
Что изучает картография?
1
2
Создание карт. Правила заполнения карт
(контурных)
1
1
1
0.5
1
0.5
3
4
5
6
7
8
9
10
Понятие о съемках местности, методы
съёмок Практическая работа «Знакомство
с простейшими видами съёмок местности»
Практическая работа «Плановая
глазомерная съёмка». Аэрофотоснимки и
космические снимки
Топографическая карта
Правила заполнения карт. Практическая
работа «Нахождение на топографической
карте основных форм рельефа,
изображенных горизонталями»
Свойства карты. Масштаб карт.
Практическая работа «Определение по
численному масштабу именованного,
построение линейного масштаба по
численному
Картографическая проекция и искажения
на картах.
Практическая работа «Сравнение карт
школьного и установление различий в
показе на них количества объектов, в
особенности показа береговой линии, рек»
Язык карты. Условные обозначения
Практическая работа «Комплексное
чтение географических карт, поиск
необходимых карт для решения
практических задач
1
1
1
1
0,5
1
0,5
1
1
1
1
11
12
13
1415
Виды карт. Объекты и явления,
отображаемые на них.
Географическая карта – основной
источник знаний
Обобщенные приемы самостоятельной
работы
(определение географического положения,
прием наложения карт, географическая
характеристика территорий).
Чтение карт. Практическая работа
«Составление по картам школьных
атласов описаний. Определение по картам
высот точек»
1
1
1
2
1
Обобщающее повторение.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
16
16
8
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Атласы и контурные карты
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Сборник элективных курсов по географии для организации профильного
обучения / Авт.-сост. В.М. Возница. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт
развития образования»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru
Занимательная картография https://videouroki.net/