РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Формирование навыков
законопослушного поведения у обучающихся »
для обучающихся 5 классов
г. Екатеринбург 2024
Пояснительная записка
Цель курса: – воспитание у учащихся правовой культуры, уважения к закону.
Задачи курса:
-развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания, анализировать, делать
выводы, решать жизненные проблемы.
-приобретение учащимися опыта в определении вариантов разрешения правовых проблем.
-формирование у учащихся практических навыков поведения в различных ситуациях.
-обучение выполнению некоторых процессуальных действий (обращение в те или иные
государственные органы, общение с должностными лицами, работниками
правоохранительных органов).
-обеспечение развития у учащихся необходимых для становления собственных
профессиональных качеств, способностей и умений: вступать в диалог и быть понятным,
управлять ситуацией и принимать решения, ставить цели и достигать результата.
Общая характеристика учебного предмета
В современном российском обществе вопросы права вызывают небывалый
интерес, и это не случайно, ведь человеку без правовых знаний трудно рассчитывать на
благополучие в семье, коллективе, обществе, бизнесе. В соответствии с новыми
федеральными государственными образовательными стандартами целью образования
является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.
Выпускник основной школы (в соответствии с «портретом выпускника основной школы»)
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки
с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом,
Отечеством.
Содержание правового образования подростков определяется с учетом коренных
изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между
государством, личностью и социальным положением гражданина. Знание норм права
способствует подготовке школьника к жизни в обществе в реальных условиях, особенно
это необходимо детям, обучающимся в нашей специальной школе. Знание законов
поможет им скорее и конструктивнее адаптироваться по выпуску к требованиям социума.
Правосознание личности формируется под влиянием окружающей правовой
действительности, научной организации правового обучения и юридической практики
государства. Основу правовых знаний составляет уяснение правовых требований.
Воспринимая эти требования, человек соотносит их с реальной правовой практикой,
вырабатывает соответствующие оценочные суждения о праве. Происходит накопление
правовых знаний, вырабатывается индивидуальная позиция по отношению к
действующему праву.
Данная рабочая программа внеурочного курса рассчитана на 34 часа из расчета 1
учебный час в неделю в 5 классе.
Содержание программы
Тема 1. Обычай. Мораль. Право (6 ч)
Введение. Знакомство с правоведением. Как появились обычаи. Что такое право. Право и
мораль.
Тема 2. Право и справедливость (6 ч)
Права человека. Право человека на жизнь. Свобода и закон. Юридическое равенство. Когда
государство становится правовым.
Тема 3. Основной закон государства (4 ч)
Что закреплено Конституцией. Как устроено наше государство. Гражданин и гражданство.
Зачем изучать закон.
Тема 4. Права детей (4 ч)
Международные документы о правах ребенка. Права детей по гражданскому
законодательству. Права детей по семейному законодательству. Права детей по трудовому
законодательству.
Тема 5. «Ловушки» для подростка (5 ч)
Вовлечение детей в преступную деятельность. Осторожно: наркотики! Когда подросток
нарушает закон. Если вас задержала полиция.
Тема 6. Кто охраняет закон (5 ч)
Суд. Адвокат. Прокуратура. Полиция. Нотариус.
Тема 7. Готовы ли вы защитить свои права (2 ч)
Ваш выбор: право или бесправие. Ваше личное участие в создании справедливого
государства и общества.
Обобщение и повторение (2ч)
Повторение и обобщение пройденного материала
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание своей принадлежности к стране, государству; чувство привязанности и
любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России
(элементы гражданской идентичности);
- понимание роли человека в обществе, принятие норм правового поведения;
- проявление законного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия
в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания
участников диалога или деятельности;
-стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
-юридического анализа конкретных жизненных ситуаций с точки зрения соблюдения прав
человека.
Предметные результаты:
знать основные термины и понятия, свои права и возможности их реализации; знать
основные законы нашего государства, структуру власти, основы гражданского, семейного,
уголовного, административного права; основные юридические термины; основы
государственного, конституционного, избирательного права РФ; права человека, права и
обязанности гражданина России.
Метапредметные результаты:
- уметь вырабатывать свое отношение к правовой информации через моральноправовую оценку собственных поступков, действий других; применять правовые знания
на практике в различных жизненных ситуациях; уметь осуществлять свои права на
практике; руководствоваться существующими юридическими нормами в различных
сферах жизни; правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты
юридических документов и объяснять их смысл; правильно составлять некоторые
официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление,
доверенность, текс трудового соглашения и т.д.).
Тематическое планирование
№
п/п
1
Раздел, тема
Обычай. Мораль.
Право
Введение. Знакомство
с правоведением.
Тип занятий
Измерительные формы
контроля
Содержание
деятельности
Интерактивная
лекция
Тезисы
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
2
Как появились
обычаи
Путешествие
Фронтальная беседа для
закрепления
3
Как зародилось
государство
Предъявление,
аргументация точек
зрения
4
Что такое право
Дискуссия по
проблеме: Может ли
существовать
общество без
государства?
Практикум. Работа с
источниками
5-6 Право и мораль
7
Право и
справедливость.
Права человека
8-9 Право человека на
жизнь
10
Свобода и закон
11
Юридическое
равенство
12
Когда государство
становится правовым
13
14
Основной закон
государства
Что закреплено
Конституцией.
Как устроено наше
государство
Фронтальная беседа для
закрепления. Словарь
терминов
Предъявление
результатов анализа
ситуаций; аргументация
выводов с опорой на
источники. Таблица
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Практикум. Работа с
правовыми
источниками
Интерактивная
лекция.
Диспут по проблеме:
Смертная казнь и
право на жизнь.
Проектирова-ние
специального номера
школьной газеты
Проблемная лекция
Тест для закрепления
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Работа с презентацией.
Групповая дискуссия
Проблемные задачи
Практикум
Кластер
Практикум
Кластер
Практикум. Анализ
ситуаций
Тезисы. Предъявление,
аргументация точек
зрения
Печатное издание
Конспект
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Работа с презентацией.
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
15
16
17
18
19
20
Гражданин и
гражданство
Зачем изучать закон
Права детей
Международные
документы о правах
ребенка
Права детей по
гражданскому
законодательству
Права детей по
семейному
законодательству
Права детей по
трудовому
законодательству
«Ловушки» для
подростков
21- Вовлечение детей в
22 преступную
деятельность
Интерактивная
лекция
Обзор фактов
Презентация
Эссе
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Интерактивная
лекция
Тест
Работа с презентацией.
Практикум
Таблица. Задачи
практической
направленности
Таблица. Задачи
практической
направленности
Таблица. Задачи
практической
направленности
Работа с презентацией.
Практикум
Практикум
Пресс-конференция.
Составление вопросов.
Групповая дискуссия
Предъявление
результатов анализа
жизненных ситуаций;
аргументация выводов с
опорой на источники.
Составление
информационных
бюллетеней
Составление и
объяснение схемы
23
Осторожно:
наркотики!
Коллективный
проект.
24
Когда подросток
нарушает закон
Практикум
25
Если вас задержала
полиция
Игра «Правовой
лабиринт»
Правовые задачи,
ситуации
26
27
Кто охраняет закон
Суд
Адвокат
Экскурсия
Ролевая игра
Эссе
Правовые задачи,
ситуации
28
Прокуратура
Консультация
29
Полиция
Экскурсия
30
Нотариус
Деловая игра
Составление кроссворда
«Правоохранительные
органы»
Составление кроссворда
«Правоохранительные
органы»
Правовые задачи,
ситуации
Готовы ли вы
Работа с презентацией.
Работа с презентацией.
Работа с презентацией.
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Работа с презентацией.
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Работа с презентацией.
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Работа с презентацией.
Работа с презентацией.
защитить свои права
31
Ваш выбор: право или Круглый стол
бесправие
Ваше личное участие
в создании
справедливого
государства и
общества
33- Обобщающие
34 занятия
32
Обсуждение позиций
Тренинг
Обобщающая беседа
Презентация
творческих работ
Проект, исследование,
реферат
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Работа с учебным
пособием, устные ответы
учащихся
Работа с презентацией
Учебно-методическое обеспечение:
Программы курса "Основы правовых знаний" для 7-11 кл., /Авторы – составители: В.В.
Спасская, С.И. Володина, Н.Г. Суворова и другие. Российский фонд правовых реформ.
Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний». – М., 2004г/.
Основы правовых знаний: учебное пособие для 7 класса /Василенкова О.А., Володина
С.И., Поливектова А.М. и другие. – М.: Новый учебник, 2007.
Суворова Н.Г. Методическое пособие по курсу "Основы правовых знаний" 7 класс. – М:
Новый учебник, 2004.
Тексты нормативно-правовых документов.
Литература и источники
Основы правовых знаний: учебное пособие для 7 класса /Василенкова О.А., Володина
С.И., Поливектова А.М. и другие. – М.: Новый учебник, 2007.
Источники: международные правовые документы (Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция о правах ребенка и другие), Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный
кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Гражданский кодекс
РФ.
ЭОР: // www.ychitel.ru