РП Финансовая грамотность 5-8 класс 2024-2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Финансовая грамотность»
5-8 класс

г. Екатеринбург 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Программа учебного курса «Основы финансовой грамотности» на
уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, Примерной
программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций
Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации
программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций
по финансовой грамотности, одобренной межведомственной
координационной комиссией по реализации Стратегии повышения
финансовой грамотности в Российской Федерации .
Финансовые компетенции школьников являются составной частью их
финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной
деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности
включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил,
алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков
и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и
обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых
отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых
институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых
инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах,
ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и
финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное
освоение обучающимися элементов финансовой компетентности в сфере
экономики семьи.
В 5 – 6 классах обучающиеся получают основы знаний в сфере
экономики семьи. В 7 – 8 классах вопросы бюджетирования
рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы
долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется
планированию личного бюджета. Значительное внимание в курсе уделяется
формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации
финансовой информации из различных источников, как на электронных, так
и на бумажных носителях. Вместе с тем учащиеся 7–8 классов способны
расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию
общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в
данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение

школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые
для себя роли взрослого человека.
Программа и учебно-методический комплекс по финансовой культуре
позволяют учителю реализовать образовательную технологию, в основе
которой лежит системно-деятельностный подход, возможности
информационно-коммуникационных технологий, применяемых как для
организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и
практико-ориентированного функционального использования знаний о
финансах в повседневной жизни.
Содержание программы учитывает возрастные особенности
обучающихся и направлено на постепенное освоение всего комплекса
метапредметных и предметных умений в контексте формирования
финансовой культуры. Учебный материал для 5—6 класса носит вводный
характер. Он включает вопросы основ финансового планирования и роли
денег в жизни семьи и общества, а также обращение к ценностным основам
финансового поведения школьников.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Целями изучения курса «Основы финансовой грамотности» выступают
формирование активной жизненной позиции, развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в
области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи; формирование основ финансовой
грамотности у учащихся, предполагающей освоение базовых финансовоэкономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер
финансовых отношений, а также практических умений и компетенций,
позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом
финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый
орган, бизнес, пенсионная система и др.
Задачи реализации учебного курса «Основы финансовой грамотности»:
формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся
подросткового возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в
области финансового планирования, осуществления банковских операций,
роли денег в современном мире, роли государства в обеспечении
финансовых отношений, социальной защиты, налогообложения,
возможностей инвестирования, страхования, будущего пенсионного
обеспечения;
развитие личности на исключительно важном этапе её социализации —
в подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального

поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие
интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового
планирования; способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю при использовании финансовых сбережений; мотивации к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности,
ориентированной на получение доходов;
освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности,
защите персональных данных, при использовании интернет-сервисов,
антикоррупционного поведения;
развитие компетентностей функционально грамотного человека в
области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных
источников и критически осмысливать финансовую информацию,
систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковских
услугах; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для активного участия в
экономической жизни общества, семьи;
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
формирование опыта применения полученных финансовых знаний и
умений для выстраивания отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой
сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
Курс «Основы финансовой грамотности» позволяет реализовать
межпредметные связи с учебными предметами, «Обществознание»,
«История», «Математика», «География».
МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

В

В соответствии с учебным планом финансовая грамотность изучается с 5 по
8 класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136
часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Экономика
Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и
услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы
производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции.
Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный
механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль.
Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть
современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и
стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и
функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов,
функции, налоговые системы разных эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит,
платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты.
Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный
банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья,
имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые
активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от
финансовых
махинаций.
Экономические
функции
домохозяйства.
Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и
расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения.
Инфляция.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание
финансовых
связей
семьи
и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов,
сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своё
финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение
вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен

быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их
влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и
мотивации к её развитию.
- осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности
для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье;
- понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного
бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений;
- осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций
(рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форсмажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного
благосостояния;
- понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых
проблем семьи в особых жизненных ситуациях;
- осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций
(рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форсмажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного
благосостояния;
- понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых
проблем семьи в особых жизненных ситуациях;
- понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
- осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей
благосостояния общества и государства;
- оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в
сложных жизненных ситуациях;
- понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения)
семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
- осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка
несёт потребитель этих услуг;
- осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец
бизнеса;
- понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
- понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение
валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая
грамотность» являются:
Познавательные:
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации,
содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и
журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;

• умение представлять результаты анализа простой финансовой и
статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде
таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков
разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и
ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной
плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах
на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о
банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и
созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением
человека
и
его
благосостоянием;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и
умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с
использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы
семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и
кредитам,
проводить
расчёты
с
валютными
курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями
(финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные,
простая финансовая информация, учебный проект в области экономики
семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные:
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов
по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе
определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в
семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области
экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения
действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье
и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;
• применение приёмов само регуляции для достижения эффектов успокоения,
восстановления и активизации.
Коммуникативные:
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов
по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований
экономических отношений в семье и обществе;

• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении
функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов
сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и
представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи,
исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать
портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для
решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметными
результатами
изучения
курса
«Финансовая
грамотность» являются:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага,
деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация,
страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов,
инвестиционный
фонд,
доходность,
сбережения,
бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества:
представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• использование приёмов работы с простой финансовой и статистической
информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области
семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов
семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений
инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических
ситуаций на простых примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и
нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и
активизация познавательного интереса к изучению общественных
дисциплин.
Выпускник научится:
∙ объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
∙ различать основных участников экономической деятельности:
производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
∙ раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

∙ характеризовать основные экономические системы, экономические явления
и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные
данные
об
экономических
системах;
∙ характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;
анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
∙ объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;
∙ называть и конкретизировать примерами виды налогов;
∙ характеризовать функции денег и их роль в экономике;
● раскрывать
социально-экономическую
роль
и
функции
предпринимательства;
∙ анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
∙ формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические
знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов
поведения участников экономической деятельности; оценивать этические
нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
∙
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической
деятельности;
∙ характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного
бюджета;
∙ использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
∙ обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
∙ выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;
∙ анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;
∙ решать с опорой на полученные знания познавательные задачи,
отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности
человека;
∙ грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
∙ сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять
свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Тематическое планирование
5 класс, 34 часа
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема урока
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать
финансовую грамотность?»
«Деньги».
«Драгоценные металлы. Монеты. Купюры».
«Доходы семьи».
«Расходы семьи».
«Предметы первой необходимости».
«Товары длительного пользования».
«Услуги. Коммунальные услуги».
«Семейный бюджет».
«Долги. Сбережения. Вклады».
«Особые жизненные ситуации и как с ними справиться».
«Экономические последствия непредвиденных событий»
«Страхование».
«Страховая компания. Страховой полис».
«Страхование имущества, здоровья, жизни».
«Принципы работы страховой компании».
«Налоги».
«Виды налогов».
«Социальные пособия».
«Социальные выплаты».
Проект «Государство – это мы».

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

«Как спасти деньги от инфляции».
«Банковские услуги».
«Вклады (депозиты)».
«Кредит. Залог».
«Собственный бизнес».
«Возможности работы по найму и собственного бизнеса»
«Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».
Разработка бизнес-плана.
«Валюта в современном мире».
«Валюта разных стран».
«Благотворительность».
«Личный финансовый план»
Повторение

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

6 класс, 34 часа
№
п/п

Тема урока

Кол-во часов

1 «Понятие и параметры выбора»
«Альтернативная стоимость».

1

2
3
4
5
6

1
1
1
1
1

« Сетка принятия решения»
«Частная собственность»
«Конкуренция»
«Единоличное владение»

7 «Товарищество (ТО и ТОО)»
8 «Акционерное общество»
9 «Организация фирмы»

1
1
1

10 «Знакомство с бизнес-планом»
11 «Организация фирмы»

1
1

12 «Составление бизнес-плана»
13 Творческое задание «Реклама»

1
1

14
15
16
17

«Работа фирмы»
Решение экономических задач «Распродажа продукции»
«Права потребителя»
«Как и где потребитель может защитить свои права»

1
1
1
1

18 «Знакомство со штрих-кодами»

1

19 Конкурс на самое экономное использование ресурсов

1

20 «Закон спроса»

1

21 Решение экономических задач «Кривая спроса»

1

22 «Закон предложения»

1

23 Решение экономических задач «Кривая предложения»

1

24 «Рыночное равновесие»
Решение экономических задач «Дефицит и избыток на
25 рынке».

1

26 «Банковские услуги: кредит, депозит».

1

27 «Заем, виды займов».

1

1

2

28 «Работа банка».

1

29 «Я хочу взять кредит».

1

30 «Знакомство с профессиями банковской сферы».

1

31 «Значение работы банков для потребителей».

1

32 Повторение

3

7 класс, 17 часов
№
п/п

Тема урока

Кол-во часов

1 «Роль денег в нашей жизни».

1

2 «Потребление или инвестиции?»
3 «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала».
4 «Модель трех капиталов».

1
1
1

5
6
7
8
9

«Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».
«Основные понятия кредитования».
«Виды кредитов».
«Что такое кредитная история заемщика?»
«Депозиты и их виды»

1
1
1
1
1

10 «Плюсы моментальных кредитов».
11 «Минусы моментальных кредитов».
12 «Финансовые пирамиды».

1
1
1

13 «Ипотека».
14 «Мошенники на рынке страховых услуг»
15 Решение практических задач «Обмен валют».

1
1
1

16 «Банковская ячейка и банковский перевод».
17 «Банковские карты: риски и управление ими».

1
1

3

8 класс, 17 часов
№
п/п

Тема урока

Кол-во часов

1 «Что такое потребительская культура».

1

2 «Потребление: структура и нормы».
3 «Поговорим о культуре питания».
4 «Кто такой потребитель?»
«Разнообразие человеческих потребностей и их
5 классификация».
6 «Психология потребителя»

1
1
1
1
1

Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О
7 защите прав потребителя».

1

8 «Что такое рынок?»
9 «Виды и способы торговли».

1
1

10 Решение экономических задач «Дешевле только даром».
11 «Разумные расходы – статья доходов».
12 «Статьи доходов и расходов».
13
14
15
16

«Рациональный бюджет школьника».
«Каждый платит налоги».
«Источники информации».
«Реклама и ее виды».

17 «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах».

1
1
1
1
1
1
1
1

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для
учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2020
Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9
классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТАПРЕСС, 2020

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Вигдорчик, Е. А.
Финансовая грамотность:
методические
рекомендации для учителя. 5–7 классы общебразоват. орг. / Е. А.
Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС,
2019.
2. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации
для учителя. 8–9 классы обще образоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В.
Липсиц, Е. Б. Лавреноа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
3. Корлюгова, Ю. Н.
Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. 5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н.
Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4. Лавренова, Е. Б.
Финансовая грамотность: контрольные
измерительные материалы. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б.
Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязаноа. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1.
2.
3.
4.
5.
6.

http://хочумогузнаю.рф/
http://pro.lenta.ru/money
http://iloveeconomics.ru/
http://www.nes.ru/
https://fingrabli.inp.ru/
https://edu.pacc.ru/informmaterialy/articles/Interaktiv/

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».