РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 8-9 классов
Екатеринбург 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по индивидуальному проекту на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО, а также на основе федеральной рабочей
программы воспитания и с учётом концепции преподавания учебного
предмета «Индивидуальный проект» в образовательных организациях
Российской Федерации.
Программа по индивидуальному проекту даёт представление о целях,
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета, устанавливает обязательное предметное содержание,
предусматривает распределение его по классам и структурирование по
разделам и темам программы по индивидуальному проекту , определяет
количественные и качественные характеристики содержания, рекомендуемую
последовательность изучения индивидуального проекта с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей обучающихся, определяет возможности предмета
для реализации требований к результатам освоения основной образовательной
программы на уровне основного общего образования, а также требований к
результатам обучения химии на уровне целей изучения предмета и основных
видов учебно-познавательной деятельности обучающегося по освоению
учебного содержания.
Изучение индивидуального проекта:
способствует реализации возможностей для саморазвития и
формирования культуры личности, её общей и функциональной грамотности;
вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей
обучающихся, навыков их самостоятельной учебной деятельности,
аналитических и исследовательских умений, необходимых как в повседневной
жизни, так и в профессиональной деятельности;
знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы
целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным
этапом в формировании естественно-научной грамотности обучающихся;
способствует формированию ценностного отношения к естественнонаучным знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое
образование обучающихся.
При изучении индивидуального проекта на уровне основного общего
образования важное значение приобрели такие цели, как:
– формирование интеллектуально развитой личности, готовой к
самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений,
способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;
– направленность обучения на систематическое приобщение
обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности, научным
методам познания, формирующим мотивацию и развитие способностей к
химии;
– обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися
опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых
навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для
различных видов деятельности;
– формирование общей функциональной и естественно-научной
грамотности, в том числе умений объяснять и оценивать явления
окружающего мира, используя знания и опыт, полученные при изучении
химии, применять их при решении проблем в повседневной жизни и трудовой
деятельности;
– развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и
самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
готовности к осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего
обучения.
Общее число часов, отведённых для изучения индивидуального проекта
на уровне основного общего образования, составляет 34 часа: в 8 классе – 17
часов (1 час в неделю), в 9 классе – 17 часов (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Раздел 1. Культура исследования
проектирования
Знакомство с современными научными представлениями о нормах
проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже
реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в области
проектирования: проект; технологические, социальные, экономические,
волонтёрские, организационные, смешанные проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа
обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного
материала из открытых источников и содержания школьных предметов,
изученных ранее (истории, биологии, физики, химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и его
отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А. Столыпина.
Рассмотрение примера масштабного проекта от первоначальной идеи с
системой аргументации до полной его реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование. Разбор
понятий: проектно- конструкторская деятельность, конструирование,
техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность улучшить
социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в
сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских
проектов:
социокультурные,
информационно-консультативные,
экологические.
Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение
социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и
реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей ITтехнологий для решения практических задач в разных сферах
деятельности человека.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской
деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и
субъект исследования.
Раздел 2. Самоопределение
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим
изменить своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы
для проекта/ исследования.
Раздел 3. Замысел проекта
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в
работе над проектом. Раздел 3.2. Выдвижение и
формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование
результатов проекта.
Раздел 3.4. Актуальность проблемы темы проекта.
Раздел 3.5. Ресурсы проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Раздел 4. Условия реализации проекта
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с
понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование,
прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель.
Раздел 4.2. Оформление титульного листа, введения. Знакомство с
теоретической частью. Знакомство с ГОСТАми, требованиями к
оформлению.
Раздел 4.3. Оформление теоретической части проекта.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
9 КЛАСС
Раздел 5. Трудности реализации проекта
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий:
жизненный цикл проекта, жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация,
утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения и
преодоления.
Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Завод
по переработке пластика».
Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного замысла «Превратим
мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных проектов
школьников по туризму и краеведению.
Раздел 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел 6.2. Предварительная защита проектов и исследовательских работ,
подготовка к взаимодействию с экспертами.
Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка
портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское решение в
рамках проекта и его экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
Раздел 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
Раздел 7.1. Оформление методической и практической части проекта.
Требования к оформлению.
Раздел 7.2. Оформление заключения и списка литературы. Требования к
оформлению
Раздел 7.3. Опросы как эффективный инструмент проектирования.
Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос,
генеральная совокупность, выборка респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных и нейросетей. Освоение понятий:
таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности
продвижения проектов в социальных сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения
проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности.
Раздел 8. Презентация и защита индивидуального проекта
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/
исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и
проведению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ХИМИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты ФГОС – готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,
отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую
культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской гражданской идентичности в
поликультурном социуме;
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его
культуру и духовные традиции;
креативный
и
критически
мыслящий,
активно
и
целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования
и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебноисследовательскую, проектную и информационно-познавательную
деятельность;
осознающий себя личностью, социально активный, уважающий
закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей,
обществом, государством, человечеством;
уважающий мнение других людей, умеющий вести
конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно
взаимодействовать;
осознанно выполняющий и ропагандирующий правила
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий
значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей
жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К метапредметным результатам ФГОС, включающим освоенные
обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные),
способность их использования в познавательной и социальной
практике, самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогами
и
сверстниками,
способность
к
построению
индивидуальной образовательной траектории, владение навыками
учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К предметным результатам ФГОС, включающим освоенные
обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения,
специфические для данной предметной области, виды деятельности по
получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и
социально-проектных ситуациях, формирование научного типа
мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями,
методами и приемами.
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
- сформированность
навыков
коммуникативной,
учебноисследовательской деятельности, критического мышления;
- способность
к
инновационной,
аналитической,
творческой,
интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также
самостоятельного применения приобретенных знаний и способов
действий при решении различных задач, используя знания одного или
нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации
необходимой
информации,
структурирования
аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов.
Учащийся научится:
давать определения понятиям: проблема, позиция, проект,
проектирование, исследование, конструирование, планирование,
—
технология, ресурс проекта, риски
проекта, техносфера,
гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования,
экспертное знание;
—
раскрывать этапы цикла проекта;
—
самостоятельно применять приобретённые знания в проектной
деятельности при решении различных задач с использованием знаний
одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
—
владеть методами поиска, анализа и использования научной
информации;
—
публично излагать результаты проектной работы.
—
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
Раздел 1. Культура исследования проектирования
1.1
ИОТ 019. Что такое проект.
1
1.2
Учимся анализировать проекты
1
1.3
Выдвижение проектной идеи как
формирование образа
будущего
1
1.4
Техническое проектирование и
конструирование, как типы деятельности
1
1.5
Социальное проектирование
1
Итого по разделу
5
Раздел 2. Самоопределение
2.1
Проекты и технологии: выбор сферы
деятельности
1
2.2
Знакомство с проектными движениями
1
2.3
Первичное самоопределение. Обоснование
Актуальноститемы проекта или исследования
1
Итого по разделу
3
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 3. Замысел проекта
3.1
Понятие "проблема" и "позиция" при
осуществлении
проектирования
1
3.2
Формулирование цели проекта
1
3.3
Целеполагание и постановка задач.
Прогнозирование
результатов проекта
1
3.4
Актуальность проблемы темы проекта.
1
3.5
Ресурсы проекта
1
3.6
Поиск недостающей информации, её обработка
и анализ
1
Итого по разделу
6
Раздел 4. Условия реализации проект.
4.1
Планировка проекта
1
4.2
Оформление титульного листа, введения.
Знакомство с теоретической частью
1
4.3
Модели управления проектами
1
Итого по разделу
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
17
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Раздел 5. Трудности реализации проекта
5.1
Переход от замысла к реализации проекта
1
5.2
Риски проекта
1
5.3
Практикум. Анализ проектного замысла
2
5.4
Практикум. Анализ проетов сверстников
1
Итого по разделу
5
Раздел 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ
6.1
1
Позиция эксперта
6.2
Критерии анализа и оценивания
проектной работы
1
6.3
Оцениваем проекты сверстников
1
6.4
Оценка начального этапа исследования
1
Итого по разделу
4
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
7.1
Оформление методической и практической
части проекта
1
7.2
Оформление заключения и списка
литературы. Требования к оформлению
1
7.3
Опросы как эффективный инструмент
проектирования
1
7.4
Возможности социальных и нейросетей.
1
7.5
Использование видеоролика в
продвижении проекта
1
7.6
Оформление и предявление результатов
проектной и
исследовательской деятельности
1
Итого по разделу
6
Раздел 8. Презентация и защита индивидуального проекта
8.1
Презентация и защита индивидуального
проекта
2
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
17
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п
Тема урока
Всего
1
ИОТ 019. Что такое проект.
1
2
Учимся анализировать проекты
1
3
Выдвижение проектной идеи как
формирование образа
будущего
1
4
Техническое проектирование и
конструирование, как типы
деятельности
1
5
Социальное проектирование
1
6
Проекты и технологии: выбор сферы
деятельности
1
7
Знакомство с проектными движениями
1
8
Первичное самоопределение.
Обоснование Актуальноститемы
проекта или исследования
1
9
Понятие "проблема" и "позиция" при
осуществлении
проектирования
1
10
Формулирование цели проекта
1
11
Целеполагание и постановка задач.
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Прогнозирование
результатов проекта
12
Актуальность проблемы темы проекта.
1
13
Ресурсы проекта
1
14
Планировка проекта
1
15
Оформление титульного листа,
введения. Знакомство с теоретической
частью
1
16
Модели управления проектами
1
17
Планировка проекта
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Переход от замысла к реализации
проекта
1
2
Риски проекта
1
3
Практикум. Анализ проектного замысла
1
4
Практикум. Анализ проетов
сверстников
1
5
Переход от замысла к реализации
проекта
1
6
Позиция эксперта
1
7
Критерии анализа и оценивания
проектной работы
1
8
Оцениваем проекты сверстников
1
9
Оценка начального этапа исследования
1
10
Позиция эксперта
1
11
Оформление методической и
практической части проекта
1
12
Оформление заключения и списка
литературы. Требования к оформлению
1
13
Опросы как эффективный инструмент
проектирования
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
14
Возможности социальных и
нейросетей.
1
15
Использование видеоролика в
продвижении проекта
1
16
Оформление и предявление результатов
проектной и
исследовательской деятельности
1
17
Презентация и защита индивидуального
проекта
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак,
«Индивидуальный проект: 10-11-й классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций (ФГОС)» М.; Просвещение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько.
– М., 1989.
Битянова М.Р. Учимся решать проблемы: учебно-методическое пособие
для психологов и педагогов / М.Р. Битянова, Т.В. Беглова. – М. : Генезис,
2005.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Лицей НИУ ВШЭ: https://school.hse.ru/docum.
Научная школа человекосообразного образования: http://khutorskoy.ru/
science/.
Шаг школы в смешанное обучение: http://openschool.ru/ru/content/
lesson/18852