РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Черчение»
для обучающихся 7-8 классов
Екатеринбург 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕРЧЕНИЕ»
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система
развития мышления, пространственных представлений и графической
грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам
овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое
значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает
школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и
технологии современного производства; содействует развитию технического
мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия
черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников
самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе,
являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно
воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что
способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся
технического мышления, пространственных представлений, а также
способностей к познанию техники с помощью графических изображений.
Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении
как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный
инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным,
привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе
внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление
учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей,
изучение роли чертежа в современном производстве, установление
логической связи черчения с другими предметами политехнического цикла,
выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству
графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда.
В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность
учащихся.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно
отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность
методов обучения черчению отличается от методов обучения других
предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не
являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих
методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы: Рассказ,
объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование,
выполнение графических работ, работа с учебником и справочным
материалом
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕРЧЕНИЕ»
Программа ставит целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных
единиц, а также применять графические знания при решении задач с
творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном)
проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении
аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения
технических рисунков;
- ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными
государственными стандартами ЕСКД;
- обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму,
расчленять на его составные элементы;
- развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической
деятельностью школьников;
- обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными
материалами;
- прививать культуру графического труда.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕРЧЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета «Черчение» в 7-8 классах отводится по 17 часов (1 час
в неделю)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
ТЕХНИКА ЧЕРЧЕНИЯ И ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ
ЧЕРТЕЖЕЙ
Понятие о ЕСКД. Типы линий в соответствии с системой
конструкторской документации. Шрифт: общие понятия; основные правила
выполнения чертежного шрифта. Форматы, рамка и основная надпись на
чертежах. Нанесение размеров на чертежах. Масшабы чертежа. Простейшие
геометрические построения: деление отрезков, построение и деление углов,
деление окружностей на равные части. Построение сопряжений прямых
линий и дуг окружностей.
МЕТОД ПРОЕЦИРОВАНИЯ. ОРТОГОНАЛЬНОЕ
ПРОЕЦИРОВАНИЕ И КОМПЛЕКСНЫЕ ЧЕРТЕЖИ.
ПЕРСПЕКТИВАИ АКСОНОМЕТРИЯ
Идея метода проецирования. Ортогональное проецирование. Чертеж
предмета на одну плоскость проекции. Чертеж предмета на две и три
плоскости проекции – комплексный чертеж. Основные виды – спереди,
сверху, слева. Построение третьего вида по двум данным. Определение
необходимого и достаточного количества видов. Выбор главного вида.
Чертежи геометрических тел. Нахождение на чертеже проекций точек и
линий, расположенных на поверхности геометрического тела. Анализ
геометрической формы предмета. Нанесение размеров на чертеже предмета с
учетом свойств его геометрической формы. Последовательность выполнения
чертежа предмета с учетом правил его компоновки на листе определенного
формата. Что такое наглядные изображения? Центральные проекции и
перспектива. Параллельные проекции и аксонометрия. Прямоугольная
изометрическая проекция, аксонометрические оси и показатели искажения по
ним. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция,
аксонометрические оси и показатели искажения по ним. построение
аксонометрических проекций плоских фигур. Построение изометрической
проекции окружности – эллипса или овала.
ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК
Что такое технический рисунок и каковы его основные отличия от
аксонометрических проекций? Передача объема и формы предметов
посредством светотеневой обработки с использованием тонального
масштаба. Техника затенения. Выполнение технических рисунков
геометрических тел. Выполнение набросков.
ФОРМЫ И ФОРМООБРАЗОВАНИЕ
Понятие формы. Формы плоские и пространственные. Параметры
формы и положения. Образование простейших геометрических тел:
многогранников, призмы, пирамиды, конуса, цилиндра, шара. основные
элементы плоских и пространственных форм. Анализ форм.
8 КЛАСС
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СПОСОБАХ ПРОЕЦИРОВАНИЯ
Проецирование
СЕЧЕНИЯ И РАЗРЕЗЫ
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений.
Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы
(горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с
частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи
разрезов.
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на
чертежах. Выбор главного изображения.
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.
Решение графических задач, в том числе творческих.
Общие понятия о соединении деталей.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей,
содержащих изображение изученных соединений деталей.
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах
(спецификация, номера позиций и др.).
Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах.
Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
осознание «Я» как гражданин России как средства: приобщения к культуре
русского народа и мировой культуре, совершенствования духовнонравственных качеств личности.
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей
функции познавательного мотива;
сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств –
чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда
при их нарушении;
учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных
ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с
точки зрения общечеловеческих, российских и национальных норм морали.
способность выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на
общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о
нормах морали.
уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к
окружающим. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им.
Осознание своего долга и ответственности перед людьми своего общества,
своей страной;
8 КЛАСС
осознание «Я» как гражданин России как средства: приобщения к культуре
русского народа и мировой культуре, совершенствования духовнонравственных качеств личности.
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей
функции познавательного мотива;
сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств –
чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда
при их нарушении;
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных
ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с
точки зрения общечеловеческих, российских и национальных норм морали.
способность выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на
общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о
нормах морали.
уважение личности, ее достоинства, доброжелательное отношение к
окружающим. Нетерпимость к любым видам насилия и готовность
противостоять им.
Осознание своего долга и ответственности перед людьми своего общества,
своей страной;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
• Использование для познания окружающего мира различных
естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, моделирование,
конструирование;
• овладение адекватными способами решения теоретических и
экспериментальных задач;
• приемы работы с чертежными инструментами
• правила выполнения чертежей;
• основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости проекций;
• принципы построения наглядных изображений.
• анализировать графический состав изображений;
• проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
графических работ;
• приводить примеры использования графики в жизни, быту и
профессиональной деятельности человека.
• пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), учебником, учебными
пособиями, справочной литературой;
• выражать средствами графики идеи, намерения, проекты.
• формирование представлений о мире профессий;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и
требованиями других участников познавательно - трудовой деятельности;
• владение монологической и диалогической речью, развитие способности
понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации
• установление рабочих отношений в группе для выполнения практической
работы или проекта
• сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением
выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей
позиции невраждебным для оппонентов образом;
• адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью;
высказываний;
• практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной
компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь
согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые
контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и
техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию,
учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать
адекватные стратегии коммуникации;
• развитие моторики и координации движений рук при работе с чертёжными
инструментами (циркуль, транспортир, треугольники, маркированные
карандаши), достижение необходимой точности движений при выполнении
различных технологических операций при моделировании;
• соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с
учётом технологических требований;
• сочетание образного и логического и пространственного мышления в
чертёжной деятельности;
8 КЛАСС
Осознано воспринимать графическую культуру как совокупность
достижений человечества в области освоения графических способов
передачи информации;
Развивать зрительную память, ассоциативное мышление, статическое,
динамическое и пространственное представления;
Правилам и приемам выполнения и чтения чертежей различного назначения;
Развивать творческое мышление и формировать элементарные умения
преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в
пространстве;
Приобретет опыт создания творческих работ с элементами конструирования;
Применять графические знания в новой ситуации при решении задач с
творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования);
Формировать стойкий интерес к творческой деятельности.
7 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Раздел 1. Техника черчения и правила выполнения чертежей
1.1
Линии чертежа
1.2
Выполнение чертёжного шрифта
1.3
Нанесение размеров
1.4
Деление окружности на равные части
1.5
Построение сопряжений
1.6
Построение плоскостей проекций
Итого по разделу
Раздел 2. Способы проецирования
2.1
Построение чертежей плоских фигур
2.2
Построение чертежей геометрических тел
2.3
Нахождение главного вида
Построение проекций точек, нахождение вершин,
2.4
ребер и граней предмета по чертежу
Итого по разделу
Раздел 3. Чтение и выполнение чертежей
3.1
Выполнение технических рисунков деталей
3.2
Построение сечений
3.3
Обозначение сечений
3.4
Правила выполнения разрезов
3.5
Обозначение разрезов
Итого по разделу
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
5
Раздел 4. Формы и формообразование
4.1
Понятие формы
4.2
Образование простейших геометрических тел
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
2
17 часов
8 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Раздел 1. Чертежи в системе прямоугольных проекций
1.1
Проецирование общие сведения.
1.2
Проецирование предмета на три взаимно
перпендикулярные
плоскости проекций.
1.3
Расположение видов на чертеже. Местные виды.
1.4
Практическая работа № 1 по теме «Моделирование по
чертежу».
Итого по разделу
Раздел 2. Сечения и разрезы
2.1
Построение аксонометрических проекций.
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
Косоугольная
фронтальная
диметрическая и
прямоугольная проекции.
Технический рисунок.
Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.
Правила выполнения сечений.
Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов.
Графическая работа №3 по теме «Чертёж детали с
применением разреза».
Анализ геометрической формы предмета.
Чертежи и аксонометрические проекции
геометрических тел.
Порядок построения изображений на чертежах.
Построение третьего вида по двум данным видам.
Графическая работа № 2 по теме «Построение третьей
проекции по двум данным».
Выбор необходимого количества изображений и
главного изображения. Условности и упрощения на
чертежах.
Практическая работа №4 по теме «Чтение чертежей».
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Кол-во
часов
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
17 часов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение:
Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО
«Издательство Астерель», 2001.
2.Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней
школы. – М.: Просвещение. 1990.
3.Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник
для учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991.
4.Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных
учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
5.Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
6.Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов,
Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.
7.Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова,
Ю. Ф. Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические разработки, презентации, таблицы и схемы, картины,
интерактивные пособия
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Инфоурок, РЭШ,
ЯКласс