РП ОДНКНР 5-6 класс 2024-2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
для обучающихся 5-6 классов

Екатеринбург 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» (далее — ОДНКНР) для 5-6 классов образовательных организаций
составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего
образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных
учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, а также учитываются возрастные и психологические
особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе
учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и
воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных
ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей
как значимой части культурного и исторического наследия народов России —
один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации,
способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества,
формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
(утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. №
400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным
ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость,
коллективизм,
взаимопомощь
и
взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности
объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное
государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как
ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей
страны, который формируется с учётом национальных и стратегических
приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех
народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на
протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность

систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках
общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и
закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны,
находить в истории российского общества существенные связи с
традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою
идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной
общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в
соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности,
научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия
требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о
существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой,
обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала,
гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание
патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего
Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в
целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с
едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и
культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность,
осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической
и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие
культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании
предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной
дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость
освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению
научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным
феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам
ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным
потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественнонаучных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса
предметной
области
ОДНКНР
включает
осознание
важности
наднационального и надконфессионального гражданского единства народов
России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви

к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск
объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их
культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Целями изучения учебного курса являются:


формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся
через изучение культуры (единого культурного пространства) России в
контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий,
национальных культур;



создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному
народу Российской Федерации;



формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также
способности к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений;идентификация собственной личности как
полноправного субъекта культурного, исторического и
цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:



овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное
значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;



приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
современного общества;



развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;



становление компетенций межкультурного взаимодействия как
способности и готовности вести межличностный, межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной идентичности;



формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках
литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;



обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных
суждений, оценок и выводов;



воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов России;



содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовнонравственных ценностей;



формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности
социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания
общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего
образования, способствуя:



расширению и систематизации знаний и представлений школьников о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и
светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начальной школы;



углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов России, их роли в развитии современного общества;



формированию основ морали и нравственности, воплощённых в
семейных, этнокультурных и религиозных ценностях,
ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и
государством
воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов России,
толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и
ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты,
способствующие взаимному обогащению культур;





пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения,
способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих
культурных стратегий и идеалов;



осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных
ценностей, проявляющейся в преобладании этических,
интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими

и эгоистическими;


раскрытию природы духовно-нравственных ценностей
российского общества, объединяющих светскость и духовность;



формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных
ориентаций, способствующих развитию общества в целом;



получению научных представлений о культуре и её функциях,
особенностях взаимодействия с социальными институтами, а,
следовательно, способности их применять в анализе и изучении социальнокультурных явлений в истории и культуре России и современном обществе,
давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания
главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и
культурно-исторических процессах;



развитию информационной культуры школьников, компетенций в
отборе, использовании и структурировании информации, а также
возможностей для активной самостоятельной познавательной
деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
изучается в 5-6 классе не менее одного часа в неделе, общий объем
составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»? Формирование
и
закрепление
гражданского единства.
Родина и
Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий
характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное
пространство. Риски и
угрозы духовно-нравственной культуры народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная
страна.
Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как
общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки
народов мира, их взаимосвязь.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский
язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность
общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский
язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника.
Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями
общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний.
Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию
человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как
связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и
т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях
разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм
в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и
др.). Семейное древо. Семейные традиции.

Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне
общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль.
Нравственность
Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое?
Границы творчества.
Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд.
Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание,
милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории
народа, государства, человечества. Важность исторической памяти,
недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману.
Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция.
Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной
коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет
духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый
регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в
России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные,
архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические
здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные
ценности народов России.

Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История
народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории
народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература.
Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России
География культур России. Россия как культурная карта. Описание
регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство
культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов
России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему
ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех
компонентов, составляющих содержательную основу образовательной
программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской
гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности
и
личностному
самоопределению;
ценность
самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной
социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении
российской государственности.
2. Гражданское воспитание

Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных
и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и
принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества с помощью воспитания
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие
способностей
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного
отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности
семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи
через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов,
хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к
сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение
обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких
предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному

планированию и осуществлению учебной деятельности и организации
учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её
аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:


умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы (логические УУД);



умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование);



смысловое чтение;



развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия включают:



умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);



умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);



формирование и развитие компетентности в области использования
информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия включают:



умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности (целеполагание);



умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач (планирование);



умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);



умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения (оценка);



владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
(познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных
знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе
при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?



Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», понимать важность изучения культуры и
гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина
России;



иметь представление о содержании данного курса, в том числе о
понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные
ценности», об угрозах духовно- нравственному единству страны;



понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовнонравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия



Иметь представление об историческом пути формирования
многонационального состава населения Российской Федерации, его
мирном характере и причинах его формирования;



знать о современном состоянии культурного и религиозного
разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных
различий;



понимать необходимость межнационального и межрелигиозного
сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы
между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история



Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и
влияние на миропонимание личности;



иметь базовые представления о формировании языка как
носителя духовно- нравственных смыслов культуры;



понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в
организации межкультурного диалога и взаимодействия;



обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты
языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей



Иметь базовые представления о происхождении и развитии
русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;



знать и уметь обосновать важность русского языка как
культурообразующего языка народов России, важность его для
существования государства и общества;



понимать, что русский язык — не только важнейший элемент
национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние
российского государства, уметь приводить примеры;



иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры



Иметь сформированное представление о понятие «культура»;



осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы;
знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать
и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;



уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать
их значение и причины.

Тема 6. Материальная культура


Иметь представление об артефактах культуры;



иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства:
земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;



понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и
проявлениями духовной культуры;



понимать необходимость межнационального и межрелигиозного
сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы
между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история



Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и
влияние на миропонимание личности;



иметь базовые представления о формировании языка как
носителя духовно- нравственных смыслов культуры;



понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в
организации межкультурного диалога и взаимодействия;



обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты
языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей



Иметь базовые представления о происхождении и развитии
русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;



знать и уметь обосновать важность русского языка как
культурообразующего языка народов России, важность его для
существования государства и общества;



понимать, что русский язык — не только важнейший элемент
национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние
российского государства, уметь приводить примеры;



иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры



Иметь сформированное представление о понятие «культура»;



осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы;

знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать
и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;


уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать
их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура



Иметь представление об артефактах культуры;



иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства:
земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;



понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и
проявлениями духовной культуры;



понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов
народов России от географии их массового расселения, природных
условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура



Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,
«религия»;



знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность»,
«духовные ценности», «духовность» на доступном для
обучающихся уровне осмысления;



понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их
репрезентации в культуре;



осознавать значение культурных символов, нравственный и
духовный смысл культурных артефактов;



знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными
явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия



Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в
жизни общества и основные социально-культурные функции;



осознавать связь религии и морали;



понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;



уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование



Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность
для личности и общества;



иметь представление об основных ступенях образования в России и их
необходимости;



понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;



приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и
личностным и профессиональным ростом человека;



понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным
развитием общества, осознавать ценность знания, истины,
востребованность процесса познания как получения новых сведений о
мире.
Тема 10. Многообразие культур России



Иметь сформированные представления о закономерностях развития
культуры и истории народов, их культурных особенностях;



выделять общее и единичное в культуре на основе предметных
знаний о культуре своего народа;



предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно- нравственными ценностями на основе местной культурноисторической специфики;



обосновывать важность сохранения культурного многообразия как
источника духовно- нравственных ценностей, морали и нравственности
современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей



Знать и понимать смысл термина «семья»;



иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и
особенностями семейного быта и отношений в семье;



осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с
культурными особенностями своего времени;



уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-

историческими условиями её существования;


понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;



осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя
традиций и её воспитательную роль;



понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство»,
обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах
помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи



Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;



осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;



понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;



обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа,
государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России



Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность
как ключевых элементах семейных отношений;



знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;



уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России,
собственной семьи;



осознавать роль семейных традиций в культуре общества,
трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России



Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о
семье, семейных обязанностях;



уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в
фольклорных сюжетах;



знать и понимать морально-нравственное значение семьи в
литературных произведениях, иметь представление о ключевых
сюжетах с участием семьи в произведениях художественной
культуры;



понимать и обосновывать важность семейных ценностей с
использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи



Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;



понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального
института, характеризовать роль домашнего труда и распределение
экономических функций в семье;



осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей;



характеризовать распределение семейного труда и осознавать его
важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире



Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи
в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные
закономерности на региональных материалах и примерах из жизни
собственной семьи;



выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и
культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре
своего народа;



предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой
и духовно- нравственными ценностями семьи;



обосновывать важность семьи и семейных традиций для
трансляции духовно- нравственных ценностей, морали и
нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура



Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовнонравственной культуры;



уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и
общества, человека и культуры;



понимать и объяснять различия между обоснованием термина
«личность» в быту, в контексте культуры и творчества;



знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры



Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать
границы их применимости;



осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в
творчестве;



обосновывать важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека;



доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;



знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности



Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;



обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;



понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба»,
«коллективизм»,
«патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность



Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные
исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;



иметь представление о значении и функциях изучения истории;



осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового
исторического процесса. Знать о существовании связи между
историческими событиями и культурой. Обосновывать важность
изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и
патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры

Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного
творчества;
 рассказывать об особенностях литературного повествования,
выделять простые выразительные средства литературного языка;



обосновывать и доказывать важность литературы как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;



находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур



Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен» как формах распространения и обогащения
духовно-нравственных идеалов общества;



понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;



знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры
межкультурной коммуникации как способа формирования общих
духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа



Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный
труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России с опорой на
культурные и исторические особенности российского народа:



осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых
общегражданских ценностей российского общества и уметь
доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие



Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;



называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они
традиционно проживают;



уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ
Российской Федерации», «государствообразующий народ»,
«титульный этнос»;



понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;



демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;



уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать
их значение и причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России



Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность
как элементов культуры;



устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;



различать основные типы праздников;



уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;



анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;



понимать основной смысл семейных праздников:



определять нравственный смысл праздников народов России;



осознавать значение праздников как элементов культурной памяти
народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России



Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы
памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и
особенностями культуры и этапами исторического развития;



понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;



осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научнотехнического развития и типами жилищ;



осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями
архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;



устанавливать связь между историей памятника и историей края,
характеризовать памятники истории и культуры;



иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России



Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях музыкального
повествования, выделять простые выразительные средства
музыкального языка;



обосновывать и доказывать важность музыки как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;



находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла музыкальных произведений;



знать основные темы музыкального творчества народов России, народные
инструменты
Тема 28. Изобразительное искусство народов России



Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и
выразительных средствах изобразительного искусства;



уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;



обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как
культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;



находить и обозначать средства выражения морального и
нравственного смысла изобразительного искусства;



знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России



Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать
важность и нужность этих языковых выразительных средств;



понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;



воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора
как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;



знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;



оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом



Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными
условиями проживания народа на примерах из истории и культуры
своего региона;



уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития
культурных, духовно- нравственных, семейных и этнических традиций,
многообразия культур;



уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия
между людьми разной этнической, религиозной и гражданской
идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их
возрастных особенностей);



понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего
края.
Тема 31. Культурная карта России



Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и
политической географии;



понимать, что такое культурная карта народов России;



описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России



Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре
народов России для обоснования её территориального, политического и
экономического единства;



понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованиями национального самоопределения отдельных этносов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС

№

Наименован

Количество часов

Дата

Электронные

п/
п

ие разделов
и тем
программы

всег контрол
о
ьн ые
работы

практич
ес кие
работы

изучени
я

(цифровые)
образовательные
ресурсы

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1.1. Зачем
изучать
курс
«Основы
духовнонравственн
ой культуры
народов
России»?
1.2. Наш дом
— Россия

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1.3. Язык и
история

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1.4. Русский язык
— язык
общения и
язык
возможносте
й
1.5. Истоки
родной
культуры

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1.6. Материальн
ая культура

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1.7. Духовн
ая
культур
а

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1.8. Культура
и религия

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1.9. Культура
и
образован
ие

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1.10 Многообрази
.
е культур
России

2

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
2.1. Семья
—
храните
ль
духовны
х
ценност
ей
2.2. Родина
начинаетс
я с семьи

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

2.3. Традиции
семейного
воспитани
я в России

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

2.4. Образ семьи
в культуре
народов
России

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

2.5. Труд в
истории
семьи

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

2.6. Семья в
современно
м мире

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
3.1. Личность
—
общество
—
культура
3.2. Духовный
мир
человека.
Человек —
творец
культуры
3.3. Личность и
духовнонравственн
ые
ценности

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
4.1. Историческ
ая память
как
духовнонравственн
ая ценность
4.2. Литература
как язык
культуры

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.3. Взаимовлиян
ие культур

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.4. Духовно-

1

0

http://scoolcollection.edu.ru

нравственн
ые
ценности
российског
о народа
4.5. Регионы
России:
культурное
многообразие

https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.6. Праздники в
культуре
народов
России

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.7. Памятники в
культуре
народов
России

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.8. Музыкальная
культура
народов
России

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.9. Изобразитель
ное искусство
народов
России

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.10 Фольклор и
.
литература
народов
России

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.11 Бытовые
.
традиции
народов
России: пища,
одежда, дом

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.12 Культурная
.
карта
России

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.13 Единство
.
страны —
залог
будущего
России
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТ
ВО ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММ
Е

2

0

34

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/
п

Наименован
Количество часов
ие разделов
всег контрол практич
и тем
о
ьн ые
ес кие
программы
работы
работы

Дата
изучени
я

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Тематический блок 1. «Культура как социальность»
1.1. Мир
культуры:
его
структура

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1.2. Культура
России:
многообраз
ие регионов

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1.3. История
быта как
история
культуры

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1.4. Прогресс:
технически
йи
социальны
й
1.5. Образование
в культуре
народов
России

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1.6. Права и
обязаннос
ти
человека

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1.7. Общество и
религия:
духов- нонравственное
взаимодейств
ие
1.8. Современны
й мир:
самое
важное
(практическ
ое занятие)

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
2.1. Каким
должен быть
чело- век?
Духовнонравственны
й облик и
идеал
человека
2.2. Взросление
человека в
куль- туре
народов
России
2.3. Религия как
источник
нравственности

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

2.4. Наука как
источник
знания о
человеке и
человеческ
ом

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

2.5. Этика и
1
нравственнос
ть как
категории
духовной
культуры
2.6. Самопознание 1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru

http://ihtik.lib.ru
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
3.1. Труд делает
человека
чело- веком

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

3.2. Подвиг:
как узнать
героя?

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

3.3. Люди в
обществе:
духовнонравственно
е
взаимовлиян
ие
3.4 Проблемы
современно
го общества
как
отражение
его духовнонравственно
го
самосознан
ия
3.5 Духовнонравственн
ые
ориентиры
социальны
х
отношений
3.6 Гуманизм
как
сущностная
характерист
ика духовнонравственно
й культуры
на- родов
России

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

3.7

3.8

Социальные
1
профессии; их
важность для
сохранения
духовнонравственног
о облика
общества
Выдающиеся 1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

0

http://scoolcollection.edu.ru

благотворите
ли в истории.
Благотворител
ьн ость как
нравственный
долг
3.9 Выдающиеся 1
учёные
России.
Наука как
источник
социального
и духовного
прогресса
общества
3.10 Моя
1
профессия

https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
4.1. Гражданин

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.2. Патриотизм

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.3. Защита
Родины:
подвиг или
долг?

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.4. Государство
. Россия —
наша родина

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.5. Гражданска
я
идентичност
ь

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.6. Моя школа
и мой класс

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.7. Человек:
какой он?

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

4.8. Человек
и
культур
а

1

0

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcou
rse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виноградова Н.Ф., Основы духовно-нравственной культуры народов
России, 5 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
Виноградова Н.Ф., Мариносян Т.Э. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. 6 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс, рабочая
тетрадь/Н.Ф. Виноградова. - М. : Вента-Граф, 2017.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://scool-collection.edu.ru
https://resh.edu.ru/specialcourse/ http://www.td.gov.ru
http://ihtik.lib.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».