РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
для обучающихся 1-4 классов
Екатеринбург 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Тропинка к своему Я» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования,
на основе программы формирования
психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я». Уроки
психологии в начальной школе (1-4). Хухлаева О.В..
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих
занятий для учащихся начальных классов (разработана для обеспечения развития
познавательных и творческих способностей младших школьников, эрудиции
учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных
учебных действий) и рассчитана на четыре года обучения.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение
психологического здоровья младших школьников через создание условий для их
успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить
нтерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам,
голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения.
6. Формировать терпимость к мнению собеседника.
7 .Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
8. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими
разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют
осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Программа рассчитана на 33 ч в 1 классе, 34 учебных недели во 2-4 классах, с
проведением занятий 1 раз в неделю.
Содержание программы «Тропинка к своему Я»
Первый класс
Содержание программы «Тропинка к своему Я. 1 класс» (33ч., 1 ч в неделю)
Раздел 1.Я школьник (17 часов)
Знакомство. Введение в мир психологии. Как зовут ребят моего класса. Зачем мне
нужно ходить в школу. Я в школе. Мой класс. Какие ребята в моем классе. Мои
друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя «учебная сила».
Раздел 2. Мои чувства (17 часов)
Радость Что такое мимика. Радость. Как ее доставить другому человеку. Жесты.
Радость можно передать прикосновением. Радость можно подарить взглядом.
Грусть. Страх. Страх. Его относительность. Как справиться со страхом. Страх и
как его преодолеть. Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев
принести пользу. Обида. Разные чувства. Итоговое занятие.
Второй класс
Содержание программы «Тропинка к своему Я. 2 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)
Раздел 1. Я – фантазёр (10 часов)
Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если на свете
не будет ни одной школы? Школа моей мечты - какая она? Что такое фантазия и
зачем она нужна человеку? Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться
фантазировать? Кого можно назвать фантазёром? Мои сны: что в них правда, а
что – фантазии? Мои мечты. О чём я мечтаю? Мечты и фантазии. Фантазии и
ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может приносить вред окружающим,
а фантазии не вредят никому.
Раздел 2. Я и моя школа (9 часов)
Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства
вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда
ученики боятся учителя? Школа на планете «Наоборот». Что произойдёт, если
мы будем учиться в такой школе? Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но
вместе мы – коллектив! Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть
«Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?»
Справиться с ними помогает формула: «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
Раздел 3. Я и мои родители (6 часов)
Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.
Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям? Правила
поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с
уважением? «Урок мудрости». Почему родители наказывают детей? Я понимаю,
что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда
поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.
Раздел 4. Я и мои друзья (8 часов)
Каким должен быть настоящий друг. Умею ли я дружить и можно ли этому
научиться? Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся? Какие у меня
есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере? Какие чувства
возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать
ссоры? Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
Третий класс
Содержание программы «Тропинка к своему Я. 3 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)
Раздел 1.Умение владеть собой (8 часов)
Я – третьеклассник. Как я изменился за лето? Умение владеть собой. Что это
значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и
поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть
собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми. Что значит быть
хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным. Что значит
«уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
Раздел 2. Фантазия характеров. Оценка человеческих поступков и
отношений (8 часов)
Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие
качества меня в нём привлекают? Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло?
Что значит «делать добро»? Что такое хорошо и что такое плохо? Какие
привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от
плохих привычек, которые мне мешают? Конфликт. Как он возникает? Моё
поведение в трудных ситуациях
Раздел 3. Культура общения (8 часов)
Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила
общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо
соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую
ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем,
что можно. Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно
начать, поддержать и вести разговор. Правила хорошего тона. Как вести себя в
различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти
правила помогают в общении. Мальчик и девочка. Культура общения полов.
Внешний вид мальчика. Внешний вид девочки. Как правильно познакомиться?
Как правильно держать себя, чтобы понравиться?
Раздел 4. Что такое сотрудничество? (10 часов)
Сотрудничество – это умение делать дело вместе. Оно складывается из многих
умений (из умения понять другого; из умения договориться; из умения уступить,
если это нужно для дела; из умения правильно распределить роли в ходе работы).
Что значит понимать другого и как можно этому научиться? Как научиться
договариваться с людьми? Что такое коллективная работа?
Четвёртый класс
Содержание программы «Тропинка к своему Я. 4 класс» (34 ч., 1 ч в неделю)
Раздел 1. Мои силы, мои возможности (11 часов)
Моё лето. Как я провёл лето и чему научился за время летних каникул. После
лета меня называют по-новому – четвероклассник. Чем четвероклассник
отличается от первоклассника? А от второклассника и третьеклассника? Кто Я?
Из каких маленьких частичек я состою: Боялка, Добрушка, Капризулька,
Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все мои друзья. Но командую здесь Я. Я –
человек! Я – житель планеты Земля! Какой Я – большой или маленький? Что я
умею и чем горжусь? Мои способности. Что такое способности и какие нужны
способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека есть какие-то
способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют
их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие». Мой выбор,
мой путь. Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в
жизни. Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. Часто от нас самих, от
нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь.
Мой внутренний мир. Вокруг нас много удивительного. Надо только суметь
заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В свой
внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю.
Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно
поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать
больно. Что значит верить? Человек, который свято верит в свою мечту,
стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (5 часов)
Моё детство.Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему
радуюсь, о чём мечтаю? Я – это моё детство, потому что именно детство делает
нас такими, какие мы есть. Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас.
Что я знал раньше и что знаю сейчас. Каким я буду, когда вырасту? Почему
важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?
Раздел 3.Моё будущее (5 часов)
Как заглянуть во взрослый мир? Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем
– делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то
делать для этого уже сейчас. Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого
нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем
человека?
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно?
(5 часа)
Поведение человека зависит от его качеств. Кто такой интеллигентный человек,
и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного
человека. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать
интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него
получился интеллигентный человек в будущем? Что такое идеальное Я? У
многих людей есть некий идеальный образ самого себя - то, каким бы ему
хотелось стать.
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? (8
часов)
Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется?
Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на
улице». Что такое « право на уважение»? Как я должен поступить, если
нарушено моё «право на уважение»? В реальности количество прав и
обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности
ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе». Нарушение прав других
людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным
путём?
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
1 класс
Регулятивные УУД:
●
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
●
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного
текста
●
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя
●
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
●
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
●
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с
помощью учителя
●
учиться исследовать свои качества и свои особенности
●
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
●
учиться наблюдать
●
моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
●
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
●
учиться работать в паре и в группе
●
выполнять различные роли
●
слушать и понимать речь других ребят
●
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии
с этой позицией.
2 класс
Регулятивные УУД:
●
учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и
одноклассников
●
учиться прогнозировать последствия своих поступков
●
определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
●
учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными
источниками информации.
●
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
●
находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст,
рисунок. фото)
●
делать выводы в результате совместной работы в группе
●
учиться графически оформлять изучаемый материал
●
моделировать различные ситуации
●
усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
●
учиться позитивно проявлять себя в общении
●
учиться договариваться и приходить к общему решению
●
учиться понимать эмоции и поступки других людей
●
овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
3 - 4 класс
Регулятивные УУД:
●
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и
расслаблением
●
извлекать необходимую информацию из текста
●
определять и формулировать цель в совместной работе
●
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
●
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
●
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
●
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
●
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
●
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
●
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
●
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
●
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
●
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при
необходимости
●
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
●
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
●
адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
●
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
●
учиться контролировать свою речь и поступки
●
учиться толерантному отношению к другому мнению
●
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
●
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
●
формулировать своё собственное мнение и позицию
●
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения,
метод
погружения,
метод
проектов,
метод
наблюдения,
метод
экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и
др.
А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним
относятся: игровые методы (дидактические, ролевые, дискуссионные и творческие
игры), метод творческого самовыражения (литературное, художественное и др.
виды творчества), методы психической саморегуляции и тренировки
психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика,
приемы эмоциональной разгрузки), когнитивные методы.
Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики:
принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и
активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход,
учет возрастных возможностей для преподавания психологии в обучении младших
школьников имеют исключительное значение.
К результатам обучения относятся психологические знания (понятия, факты,
идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности),
психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы
действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка
мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт
творческой
самодеятельности,
овладение
культурой
психической
деятельности, формирование эмоционально-целостного отношения к
психологической
реальности
и
действительности
в
целом.
Межпредметные связи:
Курс психологии эффективно работает в связи с другими дисциплинами: ОБЖ,
литература, математика, русский язык, где темы являются практическим
продолжением изученного, или сами психологические знания являются базой для
усвоения знаний вышеперечисленных курсов.
Межпредметные связи могут выражаться:
●
в проведении совместных уроков по информационным технологиям
(диагностика и обработка данных на компьютерах);
●
в подготовке исследовательских работ (работа с литературой, составление
планов собственных исследований, анализ психологической литературы);
включении
в
тематические
планы
уроков
по
безопасности
I.
жизнедеятельности,
обществознания
и
др.
предметов.
Тематическое планирование
1 класс
№ раздела
1
2
Название раздела
Я школьник
Мои чувства
Итого
2 класс
№ раздела
1
2
33 ч
Название раздела
Я – фантазёр
Я и моя школа
Я и мои родители
Я и мои друзья
Количество часов
10 ч
9ч
6ч
8ч
34 ч
Название раздела
Умение
владеть
собой
Фантазия
характеров.
Оценка
человеческих
поступков
и
отношений
Культура общения
Что
такое
сотрудничество?
Количество часов
8ч
Итого
3 класс
№ раздела
1
2
3
4
Итого
4 класс
№ раздела
1
2
Количество часов
17ч
16 ч
8ч
8ч
10 ч
34 ч
Название раздела
Количество часов
Мои силы, мои 11 ч
возможности
Я
расту,
я 5ч
изменяюсь
Моё будущее
5ч
Хочу
вырасти 5 ч
интеллигентным
человеком и что
для этого нужно?
5
Хочу
вырасти 8 ч
свободным
человеком: Что для
этого нужно?
Итого
34 ч
Формы контроля знаний
Так как психология входит в базисный учебный план школы, то предполагается
особая оценочная система результатов деятельности. Оценка ставится по
результатам контрольных, проверочных работ, специально разработанных по
материалам
изученных
тем.
Дифференцированные карточки-задания, самостоятельные работы; фронтальный и
индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам;
творческие задания.
В силу специфики предмета полагается целесообразным применять
диагностические методики. Все применяемые в курсе психодиагностические
методы по целевому назначению можно разделить на три группы: диагностика
внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и
диагностика развития личности.
Диагностика внутри предмета включается в структуру урока и позволяет быстро
проиллюстрировать теоретический материал. От конкретной методики можно
оттолкнуться во введении к теме, использовать ее как прием в проблемном
обучении, а также показать, каким образом психологическое знание реально
работает на практике. Для диагностики внутри предмета наиболее подходят
популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке:
опросники, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные
методики.
Диагностика усвоения знаний предполагает использование методик,
позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний. Здесь могут быть
рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика
«Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в
школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.),
сочинения на психологическую тему и другие контрольные задания. Критерием
оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих
3
4
отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет
знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может
управлять своим поведением. Весьма существенную информацию об
эффективности усвоения знаний дают методы, используемые для диагностики
развития. Это связано с тем, что если усвоение действительно происходит, то его
влияние обязательно найдет свое отражение в поведении и особенностях
психологического развития подростка.
Диагностика развития предполагает использование более сложных
психодиагностических методик. В виде итоговой аттестации используются
творческие работы, дневники достижений, выступления с докладами,
сообщениями.
При проведении уроков психологии в 1- 4 классах необходимо использование
следующих технологий:
1.
Личностно-ориентированные технологии.
2.
Технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения.
3.
Диалогические технологии.
4.
КСО
5.
Технологии проблемного обучения (исследовательский метод).
6.
Коммуникативно-информационные технологии.
7.
Технология учебно-игровой деятельности.
8.
Технология проектной деятельности.
Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со
слабоуспевающими детьми, так и с одаренными.
Работа с одаренными детьми
●
Постоянно стимулировать их познавательную активность.
●
Поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не
включается в стандартный учебный план.
●
Формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых
материалов, времени и ресурсов.
●
Предъявлять более высокие требования к самостоятельности и
целеустремленности в решении задач.
●
Стремиться осуществлять учебный процесс в соответствии с
познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой
последовательности.
Работа с одаренными детьми предусматривает внутреннюю дифференциацию,
использование личностно-ориентированных методов обучения, тренинги,
исследовательские и творческие задания. Во внеурочной деятельности
предполагается привлечение ребят к участию в конкурсах, турнирах,
интерактивных играх и т.д.
Работа со слабоуспевающими учениками
При работе со слабоуспевающими учащимися предусмотрено использование
следующих приемов, методов и форм работы:
●
Выявление слабоуспевающих через наблюдения, анализ психологической
диагностики в начале учебного года.
●
Применение заданий различной степени трудности.
●
Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучение.
●
Использование экспресс-диагностик.
●
Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций.
●
Карточки-задания на дом.
●
Индивидуальные и групповые консультации.
●
Использование межпредметных связей.
●
Самостоятельная работа. Индивидуальная домашняя работа.
●
Работа с учебной, дополнительной литературой.
●
Разработка мультимедийных презентаций, творческих проектов, рефератов.
●
Использование интерактивных занятий
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№
урок
а
Модули, темы
урока
Кол
часов
Формы
Универсальные учебные
Элементы
организации учебной
действия
содержания
деятельности
(УУД)
Раздел 1. Я - школьник (17часов)
1
Тема «Знакомство.
Введение в мир
психологии»
1
Беседа, упражнения на
формирование дружеских
отношений, развитие
уверенности в себе
Знакомство с предметом
психология, с учителем и
одноклассниками.
Упражнения «Знакомство»,
«Имя оживает», «Ласковое
имя», «Рисунок имени»
2
Тема «Как зовут
ребят моего класса»
1
Групповая работа,
индивидуальная работа,
направленные на
осознание позиции
школьника
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения
«Мое имя», «Имя начинается
с буквы», «Имя соседа», «Я солнышко», «Нарисуем имя
мамы»
3-4
Тема «Зачем мне
нужно ходить в
школу»
2
Групповая и
индивидуальная
работа
Социальные пробы,
обсуждение
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения
«Закончи предложение»,
«Какой урок важнее».
5
Тема «Я в школе»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения
«Работа со сказкой», рисунок
«Я в школе»
Р Ориентируются на образец и
правило выполнения действия
П Выделяют и формулируют
познавательную цель с помощью
учителя
К Слушают и понимают речь других
ребят
Л Формируют положительное
отношение к школе
Р Овладевают навыками
самоконтроля в общении со
сверстниками
П Умеют работать по предложенному
учителем плану
К Доверительно и открыто говорят о
себе и своих чувствах
Л Ориентируются на понимание
предложений и оценок учителя,
товарищей
Р Планируют совместно с учителем
свои действия в учебной и жизненной
ситуации
П Строят речевое высказывание в
устной форме с помощью учителя
К Слушают, понимают речь других
людей
Л Ориентируются в нравственном
содержании и смысле как
собственных поступков, так и
окружающих
Р Самостоятельно оценивают
правильность выполнения действия и
вносят коррективы
П Слушают и понимают речь других
К Умеют задавать вопросы и
участвовать в диалоге
Измерители
Рабочая тетрадь
Рисунок на
заданную тему
Рабочая тетрадь,
упражнения по
инструкции, по
образцу
Метод
самостоятельных
наблюдений
6-7
Тема «Мой класс»
2
Групповая и
индивидуальная
работа
Практикум, обсуждение
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения
«Сколько в нашем классе»,
«Какого цвета», «Буратино
хочет в школу», «Буратино
хочет к нам в гости»,
«Буратино проголодался».
Работа со сказкой «Два
города». Рисунок сказки
8-9
Тема «Какие ребята
в моем классе»
2
Групповая и
индивидуальная
работа
Развивающие игры,
обсуждение
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения
«Сколько в моем классе»,
«Закончи предложение»,
«Мы», «Вспомни хорошие
поступки», «Мы любим».
Работа со сказкой «Кто
самый лучший»
10-12
Тема «Мои друзья в
классе»
3
Групповая и
индивидуальная
работа
Практикум, обсуждение,
ролевые игры
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения
«Кто умеет хорошо»,
«Закончи предложение»,
«Тропинка к сердцу»,
«Портрет моего друга»,
«Изобрази предмет», «Буквы
на спине», «Спасибо, что
помог», «Ниточки тепла»,
«Как можно помириться»,
«Да», «У кого самое лучшее
зрение». Работа со сказкой
«Про белоцветик», «Фло»,
«Снежинка».
13-14
Тема «Мои успехи в
школе»
2
Групповая и
индивидуальная
работа
Развивающие
упражнения,
обсуждение
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения
«Закончи предложение»,
«Буратино забыл слова»,
«Мне помогли», «Считалка».
Работа со сказкой «Яшок и
«звездная болезнь»
Л Ориентируются на содержательные
моменты школьной действительности
Р Осуществляют пошаговый и
итоговый контроль по результату
П Пересказывают небольшие тексты
К Строят простое речевое
высказывание
Л Формируют положительное
отношение к школе
Диагностические
процедуры
Р Учатся осознавать свои трудности
и стремятся их преодолевать
П Осуществляют поиск и выделяет
конкретную информацию с помощью
учителя
К Имеют первоначальные навыки
работы в группе
Л Оценивают результаты своей
деятельности
Р Овладевают способами самооценки
выполнения действия
П Находят ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт
К Выполняют различные роли
Л Формируют положительное
отношение к школе
Понимание текста,
ответы на вопросы
Р Осваивают правила планирования,
контроля способа решения
П Группируют предметы и их образы
по заданным признакам
К Строят понятные для партнера
высказывания
Л Соблюдают правила игры и
дисциплины
Рисунок по сказке
Рисунок по сказке
Тема «Моя
«учебная сила»»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Практикум.
Психогимнастические,
ролевые игры.
Дискуссионная игра
Тема «Радость. Что
такое мимика»
1
Фронтальная работа
Разминка «Зайчик
рассмеялся – зайчик
испугался», «Раз, два, три, за
мною повтори». Упражнения
«Закончи предложение»,
«Зоопарк», «Рисунок
радости».
17
Тема «Радость. Как
ее доставить
другому человеку»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Игровые методы,
методы психической
саморегуляции
Разминка «Угадай, где я
иду», «Превратись в
животное». Кричалка «Я
очень хороший» Упражнения
беседа «Как доставить
радость другому человеку»,
«Собираем добрые слова»,
«Скажи мишке добрые
слова».
18
Тема «Жесты»
1
Работа в группах
по алгоритму,
обсуждение
Разминка «Угадай, где я
иду». Упражнения «Радость
можно выразить жестом»,
«Передай сообщение»,
«Объясни задание». Работа
со сказкой «Когда молочные
зубы сменились
постоянными»
Тема «Радость
можно передать
прикосновением.
Радость можно
подарить взглядом»
3
Словесные методы
Работа в группах
по алгоритму,
обсуждение
Разминка «Муха»,
«Превратись в животное»,
«Фотоохота», «мысленная
картинка», «Врунишка».
Кричалка «Ура успешной
фотоохоте». Упражнения
«Радость можно передать
прикосновением», «Радость
можно подарить взглядом»,
15
19-21
Разминка «Ролевая
гимнастика». Упражнения «Я
тоже», «Встаньте, у кого это
есть», «Главная учебная
сила». Работа со сказкой
«Козленок Хрупигав»
Р Учитывают выделенные учителем
ориентиры действия в учебном
материале
П Классифицируют объекты под
руководством учителя
К Принимают чужую точку зрения
Л Знают правила игрового общения
Раздел 2. Мои чувства (17 часов)
Р Учатся осознавать свои трудности и
стремятся к их преодолению
П Включаются в творческую
деятельность под руководством
учителя
К Учатся работать в паре и группе
Л Ориентируются на понимание
чувств других людей
Р Овладевают навыками
самоконтроля в общении со
сверстниками и взрослыми
П Умеют распознавать и описывать
свои чувства под руководством
учителя
К Умеют договариваться
Л Формируют положительное
отношение к школе
Рисунок по сказке
Иллюстрация на
тему «Радость».
Участие в
упражнении
«Скажи мишке
добрые слова».
Рисунок по сказке
Р Строят речевое высказывание в
устной форме
Составление схем
П Учатся исследовать свои качества и
свои особенности
К Умеют ставить вопросы для
сотрудничества в поиске и сборе
информации
Л Ориентируются на самоанализ и
самоконтроль результата
Рисунок по сказке
Р Извлекают с помощью учителя
необходимую информацию из
литературного текста
П Учатся рассуждать, строить
логические умозаключения с
помощью учителя
К Понимают смысл простого текста
«Котенок». Работа со сказкой
«О муравьишке, который
пошел в школу», «Нужная
вещь»
22
Тема «Грусть»
1
Индивидуальная,
групповая работа
23
Тема «Страх»
1
Индивидуальная,
групповая работа
24
Тема «Страх. Его
относительность»
1
Фронтальная работа
25
Тема «Как
справиться со
страхом»
1
Фронтальная работа
26
Тема «Страх и как
его преодолеть»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Работа в парах,
Разминка «Покажи
профессию», «Скажи да и
нет». Упражнения «Закончи
предложение», «Грустные
ситуации», «Котенок
загрустил». Работа со
сказкой «Сказка про котенка
Ваську»
Разминка «Дотронься до…».
Упражнения «Мысленная
картинка», «Покажи
страшилку». Работа со
сказкой «Девочка с мишкой»,
«Темноландия»
Л Проявляют учебно-познавательный
интерес к новому учебному
материалу
Р Переносят навыки построения
внутреннего плана действия из
игровой деятельности в учебную
П Учатся наблюдать
К Договариваются и уважают разные
мнения
Л Формируют положительное
отношение к школе
Р Определяют и формулируют цель
деятельности с помощью учителя
П Моделируют ситуации с помощью
учителя
К Учиться слушать и понимать речь
других ребят
Л Проявляют сдержанность,
терпеливость, вежливость в процессе
взаимодействия
Разминка «неопределенные
Р Вносят необходимые коррективы в
фигуры». Упражнения
действие после его завершения на
«Конкурс пугалок», «Чужие
основе оценки и учета характера
рисунки», «Закончи
ошибок
предложение». Работа со
П Моделируют ситуацию с помощью
сказкой «Мы просто очень
учителя
боялись за вас»
К Учатся доверительно и открыто
говорить о своих чувствах
Л Умеют налаживать контакты с
окружающими
Разминка «Страшные
Р Адекватно воспринимают
персонажи телеэкрана»,
предложения и оценку учителя,
«Придумай веселый конец».
товарищей
Упражнения «Картинная
П Учатся рассуждать, строить
галерея». Работа со сказкой
логические умозаключения с
«Маленькая луна»
помощью учителя
К Учатся работать в паре и группе
Л Проявляют сопереживание к
другим людям
Разминка «Почему подрались Р Осваивает правила планирования,
дети», «Испугаем поконтроля способа действия
разному». Упражнения
П Учатся исследовать свои качества и
свои особенности
Рисунок по сказке
Рисунок по сказке
Понимание
прочитанного
Понимание
прочитанного
Рисунок по сказке
фронтальная работа
«Страшная маска». Работа со
сказкой «Сказка звезд»
К Применяют первоначальные
способы поиска информации
Л Проявляют заботу о человеке при
групповом взаимодействии
Р Овладевает способами самооценки
выполнения действия
П Учатся распознавать и описывать
свои чувства и чувства других людей
с помощью учителя
К Учитывают разные мнения
Л Анализируют и систематизируют
полученные умения и навыки
Рисунок по сказке
27-28
Тема «Гнев. С
какими чувствами
он дружит»
2
Фронтальная работа
Собеседование, игровые
упражнения
Разминка «Художники»,
«Попугай», «Покажи
дневник маме». Работа со
сказкой «О мальчике Сереже,
который всего боялся, и
потому дрался», «Как
ромашки с васильками
поссорились».
29-30
Тема «Может ли
гнев принести
пользу»
2
Фронтальная работа
Собеседование, игровые
упражнения
Психогимнастика
Разминка «Черная рука –
белая рука», «Разозлились одумались», «Поссорились помирились». Упражнения
«Закончи предложение».
Работа со сказкой «О
путнике и его беде»
Р Умеют оценивать свой результат с
помощью учителя
П Устанавливают
последовательность событий в тексте
К Формулируют собственное мнение
Л Ориентируются на понимание
предложений и оценок учителя,
товарищей
Рисунки и ответы
на вопросы по
содержанию
сказки
31
Тема «Обида»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Практическая работа
Разминка «Массаж
чувствами», «Пусть всегда
будет», «Весеннее
настроение». Упражнения
«закончи предложение»,
«Какая у меня обида»,
«Напрасная обида». Работа
со сказкой «Обида»
Р Умеют понимать и контролировать
свое эмоциональное состояние
П Учатся работать по предложенному
учителем плану
К Строят понятные для партнера
высказывания
Л Ориентируются в нравственном
содержании и смысле собственных
поступков, так и поступков
окружающих людей
Обсуждение
сказки, вопросы на
понимание смыла
сказки
32-33
Тема «Разные
чувства»
2
Групповая и
индивидуальная
работа
Разминка «Попугай»,
«Покажи дневник маме»,
«Шурум-бурум», «Море
волнуется», «Волны».
Упражнения «Закончи
предложение», «Ожившее
чувство», «Рисунок чувств».
Тема «Итоговое
занятие»
1
Фронтальная, групповая
работа
Игра-конкурс
Обобщение основных знаний
и навыков
Р Учатся осознавать свои трудности и Задание
стремятся преодолевать их
творческого
характера
П Высказывают свое мнение
К Ориентируются на позицию
партнера в общении и
взаимодействии
Л Умеют выражать себя в различных
видах творческой и игровой
деятельности
Р Овладевают навыками
самоконтроля в общении со
сверстниками и взрослыми
34
П Строят логические умозаключения
с помощью учителя
К Выполняют различные роли
Л Применяют умения в области
самоанализа и саморазвития
Итого
34 ч
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№
урока
Модули, темы
урока
Кол
часов
Формы
организации учебной
деятельности
Элементы содержания
Универсальные учебные
действия
(УУД)
Измерители
Раздел 1. Вспомним чувства (5 часов)
1
Тема «Мы рады
встрече»
1
Фронтальная работа
Беседа
Разминка «Мячик»,
Упражнения «Вспомни
чувства», «Чувствавоспоминания», «Рисунок
радости».
2
Тема «Понимаем
чувства другого»
1
Фронтальная, групповая
работа
Разминка «Мячик»,
«Лишнее слово».
Упражнения «Я тебя
понимаю», «Сочини
рассказ», «Общая радость».
Тема «Мы
испытываем разные
чувства»
3
Фронтальная, групповая
работа
Социальные пробы
Разминка «Мячик»,
«Лишнее слово», «Реши
пример», «Кто сегодня
чувствовал». Упражнения
«Сочини рассказ», «Режим
дня», «Рисуем режим»,
3-5
Р Ориентируются на образец и
правило выполнения действия
П Учатся наблюдать и
осознавать происходящие в
самом себе изменения
К Слушают и понимают речь
других ребят
Л Применяют умения в
области самоанализа и
саморазвития
Р Овладевают навыками
самоконтроля в общении со
сверстниками
П Умеют распознавать и
описывать свои чувства и
чувства других людей,
различать эмоции
К Доверительно и открыто
говорят о себе и своих
чувствах
Л Формируют положительное
отношение к школе
Р Планируют деятельность в
учебной и жизненной
ситуации
П Моделируют различные
ситуации
Рисунок сценок из
летней жизни
Общий рисунок на
заданную тему «Радость»
Упражнения по
инструкции, по образцу
Рисунок по сказке
«Пластилиновое чувство»,
«Палитра чувств». Работа
со сказкой «Сказка о
мальчике, который боялся
темноты»
К Учатся понимать эмоции и
поступки других людей
Л Применяют умения в
области самоанализа и
саморазвития
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга (18часов)
6-7
Тема «Люди
отличаются друг от
друга своими
качествами»
2
Групповая и
индивидуальная работа
Разминка «Лишнее слово»,
«Кто сегодня молодец».
Упражнения «Качества»,
«В чем твоя сила», «Сердце
класса», «Чьи качества».
Работа со сказкой «Пятерка
и доброе сердце»
8-9
Тема «Хорошие
качества людей»
2
Групповая и
индивидуальная работа
Практикум
Разминка «Какие качества
задуманы». Упражнения
«Отзывчивость», «Три
качества», «Я знаю пять
хороших качеств»,
«Качество в подарок».
Работа со сказкой «Я не
такой как все»
10-11
Тема «Самое важное
хорошее качество»
2
Групповая и
индивидуальная работа
Развивающие игры
Разминка «Найди лишнее
слово», «Качества –
шепотом». Упражнения
«Сборы в дорогу», «Кто
любит людей», «Поделимся
любовью». Работа со
сказкой «Хвостатик»
12
Тема «Кто такой
сердечный человек»
1
Фронтальная работа
Практикум
Разминка «Найди лишнее
слово», «Отгадай
качество». Упражнения
«Догадайся, что задумано»,
Р Самостоятельно оценивают
правильность выполнения
действия и вносят коррективы
П Делают выводы в
результате совместной работы
в группе
К Учатся грамотно задавать
вопросы и участвовать в
диалоге
Л Ориентируются на
содержательные моменты
школьной действительности
Р Оценивают степень
достижения цели
П Доказывают, делают
выводы, определяют понятия
К Владеют способами
управления поведением
партнера: контролируют,
корректируют, оценивают его
действия
Л Оценивают результаты
своей деятельности
Р Учатся прогнозировать
последствия своих поступков
П Устанавливают причинноследственные связи
К Учатся позитивно проявлять
себя в общении
Л Соблюдают правила игры и
дисциплины
Р Определяют и формулируют
цель в совместной
деятельности вместе с
учителем
Метод самостоятельных
наблюдений
Рисунок по сказке
Диагностические
процедуры
Рисунок по сказке
Слушание текста, ответы
на вопросы
Рисунок по сказке
Метод самостоятельных
наблюдений
«Пять моих хороших
качеств», «Мягкое сердце»
13
Тема «Кто такой
доброжелательный
человек»
1
Групповая работа
Развивающие
упражнения
Разминка «Найди лишнее
слово», «Какое слово не
подходит». Упражнения
«Поделимся любовью»,
«Волшебные слова». Работа
со сказкой «Маленький
котенок»
14
Тема «Трудно ли
быть
доброжелательным
человеком»
1
Групповая работа
Развивающие
упражнения
Разминка «Какое слово не
подходит», «Какое качество
зашифровано».
Упражнения «Я бы хотел
стать более», «Золотой
ключик». Работа со сказкой
«Часы»
Тема «Я желаю
добра ребятам в
классе»
2
Групповая работа
Развивающие
упражнения Практикум
Разминка «Аналогии»,
«Шифровальщик».
Упражнения «Как ведет
себя человек», «Я желаю
добра».
Работа со сказкой «О
подзорной трубе»
15-16
П Делают выводы в
результате совместной работы
в группе
К Владеют способами
управления поведением
партнера: контролируют,
корректируют, оценивают его
действия
Л Применяют умения в
области самоанализа и
саморазвития
Р Учатся контролировать
свою речь и поступки
П Умеют сопоставлять
полученную информацию с
имеющимся жизненным
опытом
К Формируют нравственные
чувства и нравственное
поведение
Л Ориентируются на
понимание чувств другого
человека
Р Планируют деятельность в
учебной и жизненной
ситуации
П Делают выводы в
результате совместной работы
в группе
К Владеют способами
управления поведением
партнера: контролируют,
корректируют, оценивают его
действия
Л Применяют умения в
области самоанализа и
саморазвития
Р Учатся осознавать свои
трудности и стремятся к их
преодолению
П Включаются в творческую
деятельность под
руководством учителя
К Учатся работать в группе
Обсуждение, рисунок по
сказке
Обсуждение, рисунок по
сказке
Обсуждение, рисунок по
сказке
17
Тема «Очищаем
свое сердце»
1
Групповая работа
Развивающие
упражнения Практикум
18-19
Тема «Какие
качества нам
нравятся друг в
друге»
2
Групповая работа
Развивающие
упражнения Практикум
20-21
Тема «Какими
качествами мы
похожи и чем
отличаемся»
2
Групповая работа
Психогимнастические и
ролевые игры.
Тема «Люди
отличаются друг от
друга своими
качествами»
1
Групповая работа
Психогимнастические и
ролевые игры.
22
Л Ориентируются на
самоанализ и самоконтроль
результата
Разминка «Аналогии»,
Р Извлекают с помощью
«Шифровальщики».
учителя необходимую
Упражнения «Чистое
информацию из
сердце».
литературного текста
Работа со сказкой «Сказка
П Умеют распознавать и
про гусеничку»
описывать свои чувства под
руководством учителя
К Понимают смысл простого
текста
Л Проявляют сдержанность,
терпеливость, вежливость в
процессе взаимодействия
Разминка «Зеленый
Р Осваивают правила
крокодил в синей шляпе»,
планирования, контроля
«Угадайка». Упражнения
способа действия
«Снежная королева».
П Делают выводы в
Работа со сказкой «Кузя»
результате совместной работы
в группе
К Учатся работать в паре и в
группе
Л Проявляют сопереживание
к другим людям
Разминка «Неоконченные
Р Планируют деятельность в
предложения»,
учебной и жизненной
«Психологическая загадка». ситуации
Упражнения «Ладошка»,
П Моделируют ситуацию с
«Мы похожи – мы
помощью учителя
отличаемся».
К Применяют первоначальные
Работа со сказкой «Туча»
способы поиска информации
Л Проявляют заботу о
человеке при групповом
взаимодействии
Разминка «Неоконченные
Р Адекватно воспринимают
предложения»,
предложения и оценку
«Психологическая загадка», учителя, одноклассников
«Джунгли», «Кто тебя
П Учатся рассуждать, строить
позвал». Упражнения
логические умозаключения с
«Звездочка». Работа со
помощью учителя
сказкой «Цветок по имени
К Договариваются и уважают
незабудка»
разные мнения
Обсуждение, рисунок по
сказке
Обсуждение, рисунок по
сказке
Обсуждение, рисунок по
сказке
Обсуждение, рисунок по
сказке
23
Тема «В каждом
человеке есть
светлые и темные
качества»
1
Групповая работа
Развивающие
упражнения
Л Умеют налаживать
контакты с окружающими
Разминка «Неоконченные
Р Планируют деятельность в
предложения»,
учебной и жизненной
«Психологическая загадка», ситуации
«Птичий двор», «Чьи
П Делают выводы в
ладошки». Упражнения
результате совместной работы
«Темные и светлые
в группе
мешочки», «Светофорики». К Владеют способами
Работа со сказкой
управления поведением
«Перчатки»
партнера: контролируют,
корректируют, оценивают его
действия
Л Применяют умения в
области самоанализа и
саморазвития
Обсуждение, рисунок по
сказке
Раздел 3. Какой Я – Какой Ты? (11 часов)
24-25
Тема «Какой Я?»
2
Фронтальная работа,
индивидуальная работа
26-27
Тема «Какой ТЫ?»
2
Фронтальная работа,
индивидуальная работа
28-29
Тема «Трудности
второклассника в
2
Работа в группах по
алгоритму
Разминка «Неоконченные
Р Определяют и объясняют
предложения»,
своё отношение к правилам и
«Психологическая загадка», нормам человеческого
«Холодно-горячо».
общения
Упражнения «Цыганка».
П Усваивают разные способы
Работа со сказкой «Сказка
запоминания информации
про дружбу»
К Осознают необходимость
признания и уважения
особенностей других людей
Л Проявляют заботу о
человеке при групповом
взаимодействии
Разминка «Неоконченные
Р Овладевают навыками
предложения»,
самоконтроля в общении со
«Психологическая загадка», сверстниками и взрослыми
«Найди игрушку»,
П Оценивают правильность
«Топните те, кто», «Какого выполнения действий и
цвета твои глаза».
корректируют при
Упражнения «Цыганка»,
необходимости
«Заяц-Хваста», «Я задумал К Умеют соотносить позиции
мальчика», «Интервью»,
партнеров и собственную
«Прослушивание
Л Умеют налаживать
интервью».
контакты с окружающими
Разминка «Загадай
Р Выбирают, как поступить, в
игрушку», «Хрюкните те,
т.ч. в неоднозначных
кто…», «Крылатые
ситуациях (моральные
Обсуждение, рисунок по
сказке
Обсуждение, рисунок
Обсуждение, рисунок
трудностей
школе, дома, на
улице»
качели». Упражнения
«Копилка трудностей»,
«Театр».
Рисунок «Трудные
ситуации второклассника».
30-31
Тема «Школьные
трудности»
2
Работа в группах по
алгоритму
Разминка «Изобрази
предмет», «Бой быков»,
«Школа зверей», «Дважды
два - четыре», «Взвигните
те, кто…», «Изобрази
ситуацию». Упражнения
«Помоги Сереже».
Работа со сказкой «В одном
лесу жила-была…», «Про
львенка и Пашу»
32-33
Тема «Домашние
трудности»
2
Работа в группах по
алгоритму
34
Тема «Итоговое
занятие»
1
Фронтальная работа
Разминка «Изобрази
предмет», «Разные
ладошки», «Если я
улитка…», «Изобрази
ситуацию», «Если я
отличник».
Работа со сказкой «О
муравьишке», «Верить и
стараться».
Фестиваль игр
проблемы) и отвечать за свой
выбор
П Усваивают разные способы
запоминания информации
К Умеют ставить вопросы для
сотрудничества в поиске и
сборе информации
Л Ориентируются на
понимание предложений и
оценки учителя, товарищей
Р Определяют и объясняют
своё отношение к правилам и
нормам человеческого
общения
П Высказывают свое мнение
К Умеют полно и точно
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Л Умеют выражать себя в
различных видах творческой и
игровой деятельности
Р Умеют оценивать свой
результат с помощью учителя
П Учатся находить
положительные качества у
себя и у других людей
К Выполняют различные роли
Л Применяют умения в
области самоанализа и
саморазвития
Р Определяют и
формулируют цель
деятельности с помощью
учителя
П Учатся работать по
предложенному учителем
плану
К Строят понятные для
партнера высказывания
Л Анализируют и
систематизируют полученные
умения и навыки
Обсуждение, рисунок
сказки
Обсуждение, рисунок
сказки
Итого
34 ч
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
урока
Модули, темы урока
Кол
часов
Формы
организации
учебной
деятельности
Элементы содержания
Универсальные учебные
действия
(УУД)
Измерители
Раздел 1. Я - фантазер (9 часов)
1
Тема «Я третьеклассник»
1
Фронтальная работа
Беседа
Разминка «Я соскучился
по…», «Летние сценки»,
«Закончи предложение», «Я
-третьеклассник».
Упражнения «Что
интересно
третьекласснику», «Если б
не было на свете школ…»,
«Рисунок идеальной
школы»
Р Ориентируются на образец и
правило выполнения действия
П Учатся наблюдать и
осознавать происходящие в
самом себе изменения
К Слушаю и понимают речь
других ребят
Л Применяют умения в области
самоанализа и саморазвития
Рисунок «Школа моей
мечты»
2
Тема «Кого можно
назвать фантазером?»
1
Фронтальная работа
Беседа
Разминка «Ведущий тоже
соскучился», «Кто как
отдыхает», «Кто это».
Упражнения «Небылицы».
Работа со сказкой «Цветиксемицветик»
Р Овладевают навыками
самоконтроля в общении со
сверстниками
П Осознают ценность умения
фантазировать
К Учатся выполнять разные
роли
Л Умеют налаживать контакты с
окружающими
Рисунок на заданную
тему
3-4
Тема «Я умею
фантазировать!»
2
Фронтальная работа
Беседа
Социальные пробы
Разминка «Мысленные
картинки», «Домашние
занятия», «Какое чувство
ты испытываешь»,
«Небылицы».
Упражнения «Волшебный
компот», «Царевна
Несмеяна».
Разминка «Мысленные
картинки», «Небылицы»,
«На что похож этот звук»,
«Песочные картинки».
Упражнения «Самый
интересный сон», «Рисунок
сна».
Р Планируют деятельность в
учебной и жизненной ситуации
П Моделируют различные
ситуации
К Учатся понимать эмоции и
поступки других людей
Л Применяют умения в области
самоанализа и саморазвития
Р Самостоятельно оценивают
правильность выполнения
действия и вносить коррективы
П Делать выводы в результате
совместной работы в группе
К Учиться грамотно задавать
вопросы и участвовать в диалоге
Л Проявляют заботу о человеке
при групповом взаимодействии
Упражнения по
инструкции, по образцу
5
Тема «Мои сны»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
6
Тема «Я умею
сочинять»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Практикум
Разминка «Мысленные
картинки», «На что похож
этот звук», «Ассоциации»,
«Свечка».
Упражнения «Вредные
советы», рисунок «Вредные
советы»
Иллюстрация к книжке
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Развивающие игры
Разминка «Мысленные
картинки», «Ассоциации»,
«Запахи». Упражнения
«Неоконченное
предложение».
Работа со сказкой «Сказка о
голубой мечте». Рисунок
«Моя мечта»
2
Групповая и
индивидуальная
работа
Практикум
Разминка «Мысленные
картинки», «Лишняя
ассоциация», «Запахи»,
«Кто соврал». Упражнения
«Правда и ложь».
Р Оценивают степень
достижения цели
П Доказывают, делают выводы,
определяют понятия
К Владеют способами
управления поведением
партнера: контролировать,
корректировать, оценивать его
действия
Л Проявляют сопереживание к
другим людям
Р Самостоятельно оценивают
правильность выполнения
действия и вносить коррективы
П Устанавливают причинноследственные связи
К Учатся позитивно проявлять
себя в общении
Л Умеют налаживать контакты с
окружающими
Р Планируют деятельность в
учебной и жизненной ситуации
П Осознают ценность умения
фантазировать
К Учатся выполнять разные
роли
7
Тема «Мои мечты»
8-9
Тема «Фантазии и
ложь»
Рисунок сна
Ответы на вопросы,
рисунок «Моя мечта»
Рисунок на заданную
тему
Работа со сказкой «Лживый
мальчик»
Л Проявляют сопереживание к
другим людям
Раздел 2. Я и моя школа (6 часов)
10-11
Тема «Я и моя школа»
2
Групповая и
индивидуальная
работа
Разминка «Родители,
учителя, ученики», «Что
делает ученик?», «Мешок
хороших качеств».
Упражнения
«Неоконченное
предложение», «Школа на
планете «Наоборот»»
Р Определяют и объясняют своё Рисунок на заданную
отношение к правилам и нормам тему
человеческого общения
П Усваивают разные способы
запоминания информации
К Осознают необходимость
признания и уважения
особенностей других людей
Л Проявляют заботу о человеке
при групповом взаимодействии
12
Тема «Что такое лень?»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Разминка «Родители, учителя,
ученики», «Что делает
учитель?», «Мешок хороших
качеств».
Упражнения «Существо по
имени лень».
Работа со сказкой «О ленивой
звездочке»
Рисунок на заданную
тему
Тема «Я и мой
учитель»
2
Групповая и
индивидуальная
работа
Тема «Как справляться
с «Немогучками»»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Разминка «Родительское
собрание», «Что я чувствую
в школе», «Я - тетрадь»,
«Передай чувство ногами».
«Школьная фотография»,
«Я – книжный шкаф».
Упражнения
«Неоконченные
предложения».
Работа со сказкой «О
девочке и строгой
учительнице», «О мальчике
Вале»
Разминка «В маске»,
«Передай чувство ногами»,
«Радиоинтервью».
Упражнения «Кто такие
Немогучки».
Работа со сказкой «Малышоблачко»
Р Овладевают навыками
самоконтроля в общении со
сверстниками и взрослыми
П Осознают ценность умения
фантазировать
К Умеют соотносить позиции
партнеров и собственную
Л Умеют налаживать контакты с
окружающими
Р Выбирают, как поступить, в
т.ч. в неоднозначных ситуациях
(моральные проблемы) и
отвечать за свой выбор
П Усваивают разные способы
запоминания информации
К Учатся выполнять разные
роли
Л Применяют умения в области
самоанализа и саморазвития
Р Определяют и объясняют своё
отношение к правилам и нормам
человеческого общения
П Усваивают разные способы
запоминания информации
К Умеют полно и точно
выражать свои мысли в
Рисунок на заданную
тему
13-14
15
Рисунок на заданную
тему
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Л Проявляют заботу о человеке
при групповом взаимодействии
Раздел 3. Я и мои родители (4 часа)
16
Тема «Я и мои
родители»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Разминка «В маске»,
«Сонное дыхание»,
«Сказочные герои».
Упражнения
«Неоконченные
предложения», рисунок
«Семья».
17
Тема «Я умею просить
прощение!
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Разминка «Изобрази
предмет», «Чувства»,
«Маски».
Упражнения
«Неоконченные
предложения», «Не буду
просить прощения».
Работа со сказкой «Принц
Эдгар»
18-19
Тема «Почему
родители наказывают
своих детей?»
2
Групповая и
индивидуальная
работа
Разминка «Изобрази
предмет», «Занятия мамы»,
«Я сделал дело хорошо».
Упражнения
«Неоконченные
предложения».
Работа со сказкой
«Простить маму»
20-21
Тема «Настоящий
друг»
2
Групповая и
индивидуальная
работа
Раздел 4. Я и мои друзья (7 часов)
Разминка «Кто сказал
спасибо», «Я сделал дело
хорошо», «Кто есть кто»,
«надежный лифт».
Упражнения
«Неоконченные
предложения», «Качества
настоящего друга».
Р Умеют оценивать свой
результат с помощью учителя
П Осознают ценность умения
фантазировать
К Учатся договариваться и
уважать разные мнения
Л Умеют налаживать контакты
с окружающими
Р Определяют и формулируют
цель деятельности с помощью
учителя
П Учатся наблюдать, находить
положительные качества у себя
и у других людей
К Учатся выполнять разные
роли
Л Применяют умения в области
самоанализа и саморазвития
Р Овладевают навыками
самоконтроля в общении со
сверстниками и взрослыми
П Моделируют ситуацию с
помощью учителя
К Учатся доверительно и
открыто говорить о своих
чувствах
Л Умеют налаживать контакты с
окружающими
Рисунок на заданную
тему
Р Строят речевое высказывание
в устной форме
П Осознают ценность умения
фантазировать
К Учатся работать в паре и
группе
Л Проявляют сопереживание к
другим людям
Рисунок на заданную
тему
Рисунок на заданную
тему
Рисунок на заданную
тему
22-23
24
25-26
Тема «Умею ли я
дружить?»
2
Групповая и
индивидуальная
работа
Тема «Трудности в
отношениях с
друзьями»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Тема «Ссора и драка»
2
Групповая и
индивидуальная
работа
Работа со сказкой
«Неожиданная встреча»
Разминка «Чувства и
ассоциации», «Кто сказал
«прости»?», «Одинаковые
скульптуры», «Санитары».
Упражнения «Нужно ли
уметь дружить».
Работа со сказкой «Про
маленькую Бабу Ягу»
Разминка «Чувства и
ассоциации», «Кто сказал
«мяу»?», «Одинаковые
скульптуры».
Упражнения «Об Алеше».
Работа со сказкой «О
Спиногрызкине»
Разминка «Чувстваассоциации», «Изобрази
ситуацию», «Какие чувства
возникают во время ссоры
или драки».
Упражнения
«Неоконченные
предложения», «Я знаю
одного мальчика
Р Умеют оценивать свой
результат с помощью учителя
П Учатся исследовать свои
качества и свои особенности
К Учатся выполнять разные
роли
Л Проявляют заботу о человеке
при групповом взаимодействии
Р Строят речевое высказывание
в устной форме
П Учатся находить
положительные качества у себя
и у других людей
К Осознают особенности
позиции ученика и учиться вести
себя в соответствии с этой
позицией
Л Умеют налаживать контакты с
окружающими
Р Умеют оценивать свой
результат с помощью учителя
П Учатся исследовать свои
качества и свои особенности
К Учатся работать в паре
договариваться и уважать
разные мнения
Л Применяют умения в области
самоанализа и саморазвития
Раздел 4. Что такое сотрудничество (8 часов)
27-28
Тема «Что такое
сотрудничество»
2
Групповая и
индивидуальная
работа
29-30
Тема «Я умею
понимать другого»
2
Групповая и
индивидуальная
работа
Разминка «Я сегодня
обрадовался встрече с …»,
«Спасибо тебе за…», «Кто
лишний».
Упражнения «Что такое
сотрудничество?»
Работа со сказкой «Добрая
память»
Р Умеют понимать и
контролировать свое
эмоциональное состояние
П Осознают ценность умения
фантазировать
К Учатся выполнять разные
роли
Л Проявляют заботу о человеке
при групповом взаимодействии
Разминка «Передай
Р Умеют вести себя в разных
чувство», «Извини меня…», ситуациях
«Кто лишний».
Рисунок на заданную
тему
Рисунок на заданную
тему
Задания на определение
чувств, наблюдения
Обсуждение сказки,
вопросы на понимание
смыла сказки
Рисунки и ответы на
вопросы по содержанию
сказки по алгоритму
Упражнения «Что значит
понимать другого»,
«Конструктор».
Работа со сказкой «Путевые
заметки Оле-Лукойе»
31
Тема «Я умею
договариваться с
другими»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Разминка «Передай
чувство», «Собери
картинку», «Кто сказал
«мяу»».
Упражнения «Я умею
договариваться с другими».
Работа со сказкой «Чтобы
тебя любили»
32
Тема «Мы умеем
действовать сообща»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Разминка «Передай
чувство», «Что лишнее?».
Упражнения «Собери
картинку», «Найди себе
пару», «Мы вместе»,
рисунок «Мой класс».
33
Тема «Что такое
коллективная работа»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Разминка «Найди себе
пару», «Вальс дружбы»,
«Кто это».
Упражнения «Что мы
хотим пожелать друг
другу», «Коллективный
плакат»
34
Тема «Итоговое
занятие»
1
Групповая и
индивидуальная
работа
Игра-конкурс
П Учатся находить
положительные качества у себя
и у других людей
К Учатся осознавать свои
трудности и стремиться к их
преодолению
Л Проявляют сопереживание к
другим людям
Р Умеют оценивать свой
результат с помощью учителя
П Осознают ценность умения
фантазировать
К Учатся осознавать свои
трудности и стремиться к их
преодолению
Л Умеют налаживать контакты с
окружающими
Р Умеют вести себя в разных
ситуациях
П Учатся находить
положительные качества у себя
и у других людей
К Учатся осознавать свои
трудности и стремиться к их
преодолению
Л Проявляют заботу о человеке
при групповом взаимодействии
Р Умеют оценивать свой
результат с помощью учителя
П Учатся находить
положительные качества у себя
и у других людей
К Учатся выполнять разные
роли
Л Проявляют сопереживание к
другим людям
Р Умеют оценивать свой
результат с помощью учителя
П Учатся находить
положительные качества у себя
и у других людей
К Умеют договариваться и
уважать разные мнения
Рисунки и ответы на
вопросы по содержанию
сказки по алгоритму
Рисунок на заданную
тему
Рисунок на заданную
тему
Л Умеют налаживать контакты с
окружающими
Итого
34 ч
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№
урока
Модули, темы
урока
Кол
часов
Формы
организации учебной
деятельности
Элементы содержания
Универсальные учебные
действия
(УУД)
Измерители
Раздел 1. Кто Я? Мои силы, мои возможности (12 часов)
1
Тема «Мое лето»
1
Групповая и
индивидуальная работа
Беседа
Разминка «Радостное лето»,
«Гав-гав, хрю-хрю»,
«Рассказы о лете».
Упражнения «Я четвероклассник», рисунок
«Лето»
Р Ориентируются на образец и
правило выполнения действия
П Учатся наблюдать и
осознавать происходящие в
самом себе изменения
К Слушают и понимают речь
других ребят
Л Проявляют сопереживание к
другим людям
Коллективный рисунок
Тема «Кто Я?»
2
Групповая и
индивидуальная работа
Разминка «Как я провел
лето», «Летом я научился».
Упражнения «Роли». Работа
со сказкой «Федунчик»,
«Сказка о Маше и ее
человечках»
4
Тема «Какой Я –
большой или
маленький?»
1
Групповая и
индивидуальная работа
Социальные пробы
Разминка «Я горжусь»,
«Роли», «Я умею…».
Упражнения «Большие и
маленькие, «Я сам»,
«Любимая игра»
5
Тема «Мои
способности»
1
Групповая и
индивидуальная работа
Разминка «Ты похож на…»,
«Конкурс портретов».
Упражнения «Что такое
способности»,
«Способности моих
родителей».
Работа со сказкой «Сказка о
скрипке»
6
Тема «Мой выбор,
мой путь»
1
Групповая и
индивидуальная работа
Практикум
Разминка «Способности
моих родителей», «Кого
загадал ведущий», «Отгадай,
кто я?». Упражнения «Мой
выбор», рисунок «На
перекрестке дорог».
2-3
Р Овладевают навыками
самоконтроля в общении со
сверстниками
П Умеют распознавать и
описывать свои чувства и
чувства других людей.
К Доверительно и открыто
говорят о себе и своих
чувствах
Л Умеют налаживать контакты
с окружающими
Р Планируют деятельность в
учебной и жизненной ситуации
П Моделируют различные
ситуации
К Учатся понимать эмоции и
поступки других людей
Л Проявляют заботу о человеке
при групповом взаимодействии
Рисунок на заданную
тему
Р Самостоятельно оценивают
правильность выполнения
действия и вносить коррективы
П Делают выводы в результате
совместной работы в группе
К Учатся грамотно задавать
вопросы и участвовать в
диалоге
Л Ориентируются на
понимание чувств других
людей
Р Оценивают степень
достижения цели
П Доказывают, делают выводы,
определяют понятия
К Владеют способами
управления поведением
партнера: контролировать,
корректировать, оценивать его
действия
Л Умеют налаживать контакты
с окружающими
Рисунок на заданную
тему, обсуждение
Обсуждение
Рисунок на заданную
тему, обсуждение
7-8
Тема «Мой
внутренний мир.
Кто в ответе за мой
внутренний мир?»
2
Групповая и
индивидуальная работа
Развивающие игры
Разминка «Подушечный
бой», «Не выходя из
комнаты», «Радиопередача».
Упражнения «Чужие
рассказы», «Маленький
принц».
9
Тема «Уникальность
моего внутреннего
мира. Уникальность
твоего внутреннего
мира»
1
Групповая и
индивидуальная работа
Практикум
Разминка «Подушечный
бой», «Рассмотри и
подумай», «Не выходя из
комнаты».
Упражнения «Маленькая
страна»
10
Тема «Кого я могу
впустить в свой
внутренний мир?»
1
Групповая и
индивидуальная работа
Разминка «Бой
полотенцами», «Рассмотри и
подумай».
Упражнения «Кому я могу
рассказать о себе все», «Мой
самый интересный сон»
11-12
Тема «Что значит
верить?»
2
Групповая и
индивидуальная работа
Разминка «Бой петушков»,
«Рассмотри и придумай».
Упражнения «Взгляд»,
«Чудо».
Работа со сказкой «Тайна
другого берега»
Р Самостоятельно оценивают
правильность выполнения
действия и вносить коррективы
П Устанавливают причинноследственные связи
К Учатся позитивно проявлять
себя в общении
Л Ориентируются на
понимание чувств других
людей
Р Планируют деятельность в
учебной и жизненной ситуации
П Делают выводы в результате
совместной работы в группе
К Владеют способами
управления поведением
партнера: контролировать,
корректировать, оценивать его
действия
Л Проявляют сопереживание к
другим людям
Р Умеют вести себя в разных
ситуациях
П Учатся находить
положительные качества у себя
и у других людей
К Учатся осознавать свои
трудности и стремиться к их
преодолению
Л Проявляют заботу о человеке
при групповом взаимодействии
Р Умеют оценивать свой
результат с помощью учителя
П Осознают ценность умения
фантазировать
К Учатся договариваться и
уважать разные мнения
Л Умеют налаживать контакты
с окружающими
Рисунок на заданную
тему «Моя планета»,
обсуждение
Рисунок на заданную
тему, обсуждение
Рисунок на заданную
тему, обсуждение
Рисунок на заданную
тему, обсуждение
Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (4 часа)
13-14
Тема «Мое детство»
2
Групповая и
индивидуальная работа
Фронтальная работа
Разминка «Маленькое имя»,
«Любимый сказочный
герой», «Неопределенные
Р Определять и объяснять своё
отношение к правилам и
нормам человеческого общения
Рисунок на заданную
тему, обсуждение
15-16
Тема «Я изменяюсь»
2
Групповая и
индивидуальная работа
картинки», «Мне опять пять
лет», «Если бы у меня был
ребенок…», «Если ребенок
плачет…».
Упражнения «Кто в какую
игрушку превратился»,
«Любимая фотография»,
«Случай из детства».
Работа со сказкой «Сундук,
который помог царю»
Разминка «Имя - цветок»,
«Неопределенные
картинки».
Упражнения «Раньше и
сейчас», «Каким я буду,
когда вырасту».
П Усваивать разные способы
запоминания информации
К Осознавать необходимость
признания и уважения
особенностей других людей
Л Проявляют сопереживание к
другим людям
Задание по инструкции
Р Овладевают навыками
самоконтроля в общении со
сверстниками и взрослыми
П Оценивают правильность
выполнения действий и
корректировать при
необходимости
К Умеют соотносить позиции
партнеров и собственную
Л Проявляют заботу о человеке
при групповом взаимодействии
Раздел 3. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (4 часа)
17-18
Тема «Мое
будущее»
2
Групповая и
индивидуальная работа
Разминка «Взрослое имя»,
«Я в будущем»,
«Неопределенные
картинки», «Антонимы».
Рисунок «Я в настоящем, я в
будущем». Упражнения
«Хочу в будущем, работаю
сейчас», «Если бы я был
волшебником», «Мой
будущий дом».
19-20
Тема «Хочу вырасти
здоровым
человеком»
2
Групповая и
индивидуальная работа
Разминка «Я психологом
родился», «Скажи так, чтоб
тебе поверили».
Упражнения «Об
эмоциональной
грамотности», «Мусорное
ведро»
Рисунок «Мой дом»
Р Выбирают, как поступить, в
т.ч. в неоднозначных ситуациях
(моральные проблемы) и
отвечать за свой выбор
П Усваивают разные способы
запоминания информации
К Умеют ставить вопросы для
сотрудничества в поиске и
сборе информации
Л Умеют налаживать контакты
с окружающими
Сочинение, записки
Р Определяют и объясняют
своё отношение к правилам и
нормам человеческого общения
П Усваивают разные способы
запоминания информации
К Умеют полно и точно
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Л Ориентируются на
понимание чувств других
людей
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? (3 часа)
21
Тема «Кто такой
интеллигентный
человек»
1
Групповая и
индивидуальная работа
Разминка «Антонимы»,
«Улыбнись, как…», «В
ресторане». Упражнения
«Кто такой интеллигентный
человек».
Работа со сказкой «Я иду к
своей звезде»
22
Тема «Хочу вырасти
интеллигентным
человеком»
1
Групповая и
индивидуальная работа
Разминка «Антонимы»,
«Поприветствуй меня,
как…», «Если ты
корабль…». Упражнения
«Кто может стать
интеллигентным
человеком»».
Работа со сказкой «Жилабыла одна девочка»
23
Тема «Что такое
идеальное Я»
1
Групповая и
индивидуальная работа
Фронтальная работа
Разминка «Антонимы»,
«Произнести фразу»,
«Поприветствуй меня,
как…», «Если ты водоем…».
Упражнения «Идеальное Я».
Работа со сказкой «Я умею
жалеть»
24
Тема «Кто такой
свободный
человек?»
1
Р Умеют оценивать свой
результат с помощью учителя
П Учатся находить
положительные качества у себя
и у других людей
К Учатся договариваться и
уважать разные мнения
Л Проявляют сопереживание к
другим людям
Р Определяют и формулируют
цель деятельности с помощью
учителя
П Учатся наблюдать, находить
положительные качества у себя
и у других людей
К Учатся слушать и понимать
речь других ребят
Л Умеют налаживать контакты
с окружающими
Р Овладевают навыками
самоконтроля в общении со
сверстниками и взрослыми
П Моделируют ситуацию с
помощью учителя
К Учатся доверительно и
открыто говорить о своих
чувствах
Л Проявляют сопереживание к
другим людям
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (9 часов)
Групповая и
индивидуальная работа
Развивающие
упражнения
Разминка «Скажи так, чтоб
тебе поверили», «Взгляд»,
«Я психологом родился».
Работа со сказкой «О
свободном человеке Иване
Гаврикове и несвободной
мухе»
Р Строят речевое высказывание
в устной форме
П Учатся рассуждать, строить
логические умозаключения с
помощью учителя
К Учатся работать в паре и
группе
Л Проявляют заботу о человеке
при групповом взаимодействии
Рисунок на заданную
тему, обсуждение
Рисунок на заданную
тему, обсуждение
Рисунок на заданную
тему, обсуждение
Рисунок на заданную
тему, обсуждение
Тема «Права и
обязанности
школьника»
2
Групповая и
индивидуальная работа
Работа в парах,
фронтальная работа
Разминка «Синонимы»,
«Произнеси фразу поразному», «Поприветствуй
меня. как…», «Если вы
источник света…».
Упражнения «Должен и
имею право: в школе, дома,
на улице». Работа со сказкой
«Про великана Гришку и
недобрую фею»
Р Умеют оценивать свой
результат с помощью учителя
П Учатся исследовать свои
качества и свои особенности
К Учатся договариваться и
уважать разные мнения
Л Умеют налаживать контакты
с окружающими
Рисунок на заданную
тему, обсуждение
27
Тема «Что такое
«право на
уважение»?»
1
Групповая и
индивидуальная работа
Собеседование, игровые
упражнения
Разминка «Толковый
словарь», «Поприветствуй
меня, как…».
Упражнения «Закончи
рассказы», «Любимая игра»
Обсуждение
28
Тема «Права и
обязанности»
1
Групповая и
индивидуальная работа
Психогимнастика
Разминка «Толковый
словарь», «Точка, точка,
запятая», «Я - учитель».
Упражнения «Пять главных
прав», «Билль о правах».
29-30-
Тема «Нарушение
прав других людей
может привести к
конфликтам»
2
Групповая и
индивидуальная работа
Разминка «Толковый
словарь», «Придумай
реплику», «Прищепка».
Упражнения «Нарушение
прав». Работа со сказкой
«Друг Великана»
31-32
Тема «Как
разрешать
конфликты мирным
путем?»
2
Групповая и
индивидуальная работа
Разминка «Толковый
словарь», «Точка, точка,
запятая», «Передай чувство
спиной». Упражнения
«Разыграй конфликт».
Р Строят речевое высказывание
в устной форме
П Учатся находить
положительные качества у себя
и у других людей
К Осознают особенности
позиции ученика и учиться
вести себя в соответствии с
этой позицией
Л Проявляют сопереживание к
другим людям
Р Умеют оценивать свой
результат с помощью учителя
П Учатся исследовать свои
качества и свои особенности
К Учатся работать в паре
договариваться и уважать
разные мнения
Л Ориентируются на
понимание чувств других
людей
Р Определяют и формулируют
цель деятельности с помощью
учителя
П Моделируют ситуации с
помощью учителя
К Учатся слушать и понимать
речь других ребят
Л Проявляют заботу о человеке
при групповом взаимодействии
Р Осваивают правила
планирования, контроля
способа действия
25-26
Обсуждение,
составление билля о
правах
Рисунок на заданную
тему, обсуждение
Рисунок на заданную
тему, обсуждение
Работа со сказкой «Лети
вверх, Соня»
33-34
Итого
Тема «Итоговое
занятие»
2
34 ч
Групповая работа
Раздел 6. Заключение (2 час)
Игра «Ключи от форта
Байярд»
П Делают выводы в результате
совместной работы в группе
К Учатся работать в паре и в
группе
Л Проявляют сопереживание к
другим людям
Р Умеют понимать и
контролировать свое
эмоциональное состояние
П Учатся решать учебнопознавательные проблемы
К Учатся выступать с устным
сообщением
Л Умеют налаживать контакты
с окружающими
Обсуждение сказки,
вопросы на понимание
смыла сказки
Список литературы
1. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 2012.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих
взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 2018
3. Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика – Пресс, 2016.
4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 2019.
5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 2017.
6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики.
М.: Просвещение, 2019..
7. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа,
2014.
8. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 2012.
9.
Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 2017.
Интернет-ресурсы.
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования