РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Шахматы»
для обучающихся 1 класса
Екатеринбург 2024
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 года обучения (1 класс)
составлена на основе требований ФГОС начального общего образования, а
также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания.
В программе нашли свое отражение направления Концепции
преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных
организациях
Российской
Федерации,
реализующих
основные
общеобразовательные программы и программы развития вида спорта
«шахматы» в Российской Федерации.
В основе программы лежат представления об уникальности личности
каждого
обучающегося,
индивидуальных
возможностях
каждого
обучающегося и ученического сообщества в целом, профессиональных
качествах учителей и управленческих команд системы образования,
создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных
возможностей обучающихся в рамках единого образовательного пространства
Российской Федерации.
В рамках школьного образования активное освоение детьми шахмат
благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном
развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств,
изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на
плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие
игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии,
компактность, экономичность, – всё это выгодно выделяет шахматы из
большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения
с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения их на
доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для
формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов
мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии
оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
Целью программы является создание условий для гармоничного
когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством
массового их вовлечения в шахматную игру.
Курс внеурочной деятельности «Шахматы в школе» изменяет характер
и содержание труда учащихся, требуя приложений всей совокупности
человеческих сил и способностей: интеллектуальных, духовно-нравственных
и эмоциональных. Основное содержание учебного курса составляют средства,
максимально удовлетворяющие требованиям ФГОС начального общего
образования.
«Шахматы в школе» – курс, который может быть использован в
общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики и
включён в план внеурочной деятельности.
В современной школе большое значение имеет развивающая функция
обучения, ориентированная на развитие мышления школьников, требующая
не только усвоения готовых знаний, но и, самое главное, их понимания,
осознания и применения в различных метапредметных областях. Современное
образование – переход от гносеологической парадигмы к личностно
ориентированному, развивающему образованию, что требует изменения
способов получения знаний. Согласно положениям ФГОС НОО, форма
проведения современного занятия не монолог учителя, а его конструктивный
диалог с учениками, в процессе которого должен осуществляться совместный
поиск решения поставленной учебной задачи. В связи с этим весь курс по
шахматам диалогичен. Сквозные персонажи Саша и Катя, присутствующие в
учебнике и рабочей тетради, способствуют диалогизации образовательного
процесса. Герои задают учащимся наводящие вопросы, побуждают их к
рассуждениям и рефлексии.
Главная задача педагога по шахматам – помочь ребёнку осознать, откуда
и как рождаются вопросы (к диаграмме, тексту, партии); увидеть их логику.
Было бы неверным со стороны учителя занимать по отношению к учащимся
авторитарную позицию человека, знающего верные ответы на все вопросы и
умеющего найти правильные решения шахматных задач. Весьма желательным
является умение педагога быть на равных с учениками, стремиться
поддержать ребёнка, показать, что его мнение услышано и понято, а мысли
ценны.
Занятие по программе состоит из нескольких частей: вводноподготовительной части (подготовка к уроку), основной части (постановка
учебной задачи и поиск её решения через диалог учителя с обучающимися,
коллективная работа на демонстрационной доске и с учебником, работа с
шахматным словарём и материалом из рубрики «Интересные факты»,
самостоятельная работа и самопроверка) и заключительной части (подведение
итогов).
Сохраняя все основные плюсы классической шахматной игры, учебный
курс обладает рядом существенных преимуществ, важных для
общеобразовательных организаций:
компактность оборудования: шахматный инвентарь, необходимый
для обучения и турниров, лёгок, мобилен и удобен при транспортировке и в
использовании (шахматные доски легко и быстро раскладываются на
переменах между уроками в школьных рекреациях и коридорах и так же легко
убираются);
возможность участия в игре (соревнованиях) обучающихся
различного возраста, уровня подготовленности и личностных особенностей;
высокая степень травмобезопасности.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её
разделов и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти
характеристики ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области
данного вида спорта.
Место курса «Шахматы в школе» в учебном плане внеурочной
деятельности.
В 1 классе на изучение курса отводится 1 час в неделю, суммарно 33
часа.
Содержание курса
Из истории шахмат
Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси, первое
знакомство с чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.
Базовые понятия шахматной игры
Изучение основ шахматной игры: шахматная доска, шахматные фигуры,
начальная позиция фигур, шахматная нотация, ценность фигур, нападение,
взятие, шахматная нотация, шах и защита от шаха, мат, пат, рокировка, взятие
на проходе, превращение пешки, матование одинокого короля различными
фигурами, начало шахматной партии, материальное преимущество, правила
шахматного этикета, дебютные ошибки.
Практико-соревновательная деятельность
Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса».
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:
проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и
историю России через достижения отечественной сборной команды страны на
мировых первенствах, чемпионатах Европы, Всемирных шахматных
олимпиад;
проявление уважительного отношения к сверстникам, культуры
общения и взаимодействия, нравственного поведения, проявление
положительных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам, решение проблем в процессе занятий шахматами;
ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил
безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности
и чрезвычайных ситуациях при занятии шахматами.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения
средствами шахмат, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности в физкультурно-спортивном направлении;
умение планировать пути достижения целей с учетом наиболее
эффективных способов решения задач средствами плавания в учебной,
игровой, соревновательной и досуговой деятельности, соотносить свои
действия с планируемыми результатами в шахматах, определять и
корректировать способы действий в рамках предложенных условий;
умение владеть основами самоконтроля, самооценки, выявлять,
анализировать и находить способы устранения ошибок при выполнении
технических приемов и соревнований по шахматам;
умение организовывать совместную деятельность с учителем и
сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдать нормы
информационной избирательности, этики и этикета.
Предметные результаты:
понимание значения шахмат как средства развития общих
способностей и повышения функциональных возможностей основных систем
организма и укрепления здоровья человека;
знание правил проведения соревнований по шахматам в учебной,
соревновательной и досуговой деятельности;
владение правилами поведения и требованиями безопасности при
организации занятий шахматами;
участие в соревновательной деятельности внутри школьных
этапов различных соревнований, фестивалей, конкурсов по шахматам;
знание и выполнение тестовых упражнений по шахматной
подготовленности для участия в соревнованиях по шахматам.
Тематическое планирование
Наименование КолХарактеристика видов
разделов и тем во
Содержание
деятельности учащихся
программы
часов
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Из
истории 1
Сведения
о Имеют представление об
шахмат
возникновении шахмат истории возникновения
и появлении их на Руси, шахмат и появления их
первое знакомство с на Руси.
чемпионами мира по
шахматам и ведущими
шахматистами мира.
Базовые
29
Изучение
основ Знают
основные
понятия
шахматной
игры: шахматные
термины:
шахматной
шахматная
доска, белое и чёрное поле,
игры
шахматные
фигуры, горизонталь, вертикаль,
начальная
позиция диагональ,
центр,
фигур,
шахматная начальное положение,
нотация,
ценность белые, чёрные, ход,
фигур,
нападение, взятие,
взятие
на
взятие,
шахматная проходе, длинная и
нотация, шах и защита короткая
рокировка,
от шаха, мат, пат, шах, мат, пат, ничья.
рокировка, взятие на Правила хода и взятия
проходе, превращение каждой фигуры. Умеют
пешки,
матование правильно располагать
одинокого
короля шахматную доску и
различными фигурами, расставлять
фигуры
начало
шахматной перед игрой, записывать
партии, материальное шахматную позицию и
преимущество, правила партию,
рокировать,
шахматного
этикета, объявлять шах, ставить
дебютные ошибки.
мат,
решать
элементарные задачи на
мат в один ход, играть
каждой
фигурой
в
отдельности
и
в
совокупности с другими
фигурами без нарушений
правил
шахматного
кодекса,
разыгрывать
партию с партнёром.
Соблюдают
правила
поведения за шахматной
доской.
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
Соревнования 3
Участие
детей
в Умеют
правильно
шахматном
турнире располагать шахматную
«Первенство класса».
доску и расставлять
фигуры на ней, играть
партию от начала до
конца
с
записью,
пользоваться
шахматными часами
Годовое планирование занятий
№
Тема
1
Колво
часов
Шахматы – мои 1
друзья.
История
возникновения
шахмат
2
Шахматная доска
1
3
Горизонталь
1
4
Вертикаль
1
5
Диагональ
1
6
Шахматная
нотация
1
Содержание
Знакомство детей с правилами техники
безопасности на занятиях по шахматам.
Введение
и
раскрытие
понятия
«шахматная игра», рассказ об истории
возникновения данного понятия и
шахматной игры в целом
Знакомство детей с новыми понятием
«шахматная доска», белыми и чёрными
полями на шахматной доске, угловыми и
центральными полями, правильным
расположением шахматной доски в
начале партии
Знакомство с шахматной доской: новое
понятие «горизонталь»
Знакомство с шахматной доской: новое
понятие «вертикаль»
Знакомство с шахматной доской: новое
понятие «диагональ»
Обозначение вертикалей, горизонталей,
полей, шахматных фигур
8
Шахматные
1
фигуры
и
начальная позиция
Ладья
1
9
Слон
1
10
Ферзь
1
11
Конь
1
12
13
Пешка
1
Превращение
1
пешки
Король
1
Ценность фигур
1
Нападение
1
Взятие. Взятие на 1
проходе
Шах и защита от 1
шаха
Мат
1
Пат – ничья
1
Рокировка
1
7
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Основные
1
принципы игры в
начале партии
Расстановка шахматных
начальной позиции
фигур
в
Знакомство учащихся с шахматной
фигурой «ладья», её местом в начальной
позиции, способом передвижения ладьи
по доске: ход и взятие; раскрытие
понятий «ход фигуры», «невозможный
ход»
Знакомство учащихся с шахматной
фигурой «слон», его местом в начальной
позиции,
объяснение
способов
передвижения слона по доске: ход и
взятие; введение и раскрытие понятий
«белопольный» и «чернопольный» слон
Знакомство с шахматной фигурой
«ферзь», его местом в начальной
позиции, способом передвижения ферзя
по доске: ход и взятие
Знакомство с шахматной фигурой
«конь», его местом в начальной позиции,
способом передвижения коня по доске:
ход и взятие
Правила хода и взятия пешкой
Правила превращение пешки
Правила хода и взятия королём
Сравнительная сила фигур
Атакующие возможности фигур
Особое взятие пешкой: взятие на проходе
Постановка шаха всеми фигурами,
защита от шаха
Постановка мата всеми фигурами
Варианты ничьей
Правила рокировки, длинная и короткая
рокировки
Общие принципы игры в начале
шахматной партии
23
24
25
26
27
28
29
30
Мат двумя ладьями
одинокому королю
Мат
ферзём
и
ладьёй одинокому
королю
Мат
ферзём
и
королём одинокому
королю
Материальное
преимущество
1
Нарушение
основных
принципов игры в
начале партии
Партииминиатюры
Запись шахматной
партии
Шахматный этикет
1
1
Техника матования одинокого короля
двумя ладьями
Техника матования одинокого короля
ферзём и ладьёй
1
Техника матования одинокого короля
ферзём и королём
1
Определение
материального
преимущества,
реализация
материального преимущества
Ошибочные ходы в начале партии и их
последствия
1
Анализ коротких партий
1
Способ ведения записи партии во время
соревнований
Правила поведения шахматиста во время
партии
Участие в шахматном турнире
1
31- Шахматный турнир 3
33
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Методические материалы для учащегося:
1.
Шахматы в школе. 1 класс. Учебник / Э. Э. Уманская, Е. А. Прудникова, Е. И.
Волкова. — М. : Просвещение, 2022. — 176 с.
2.
Шахматы в школе. Первый год обучения. Рабочая тетрадь. / Э. Э. Уманская,
Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. — М. : Просвещение, 2022. — 80 с.
Методические материалы для учителя:
1.
Абрамов С. П. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения
занятий / С. П. Абрамов, В. Л. Барский. – М.: ООО «Дайв», 2019.
2.
Гончаров В. И. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника
шахматной игре / В. И. Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 2018.
3.
Костьев А. Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере: метод.
материал для работы с детьми / А. Н. Костьев. – М.: Физкультура и спорт, 2018.
4.
Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет / И. Г.
Сухин. – М.: Новая школа, 2014.
5.
Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. – Испания: Изд.
центр Маркота. Международная шахматная академия Г. Каспарова, 2012.
6.
Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин.
– М.: Поматур, 2020.
7.
Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн
полны: учеб. для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы / И. Г.
8.
Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Сухин И. Г. Шахматы,
первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное
возрождение, 2019.
9.
Шахматы в школе. 1 класс. Методические рекомендации / Е. А. Прудникова,
Е. И. Волкова. — М. : Просвещение, 2019. — 87 с.
10.
Шахматы в школе. 1-7 классы. Сборник примерных рабочих программ /
Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. — М. : Просвещение, 2019. — 64 с.
Следует обратить внимание на электронную форму учебника (ЭФУ) «Шахматы в
школе». Она представляет собой электронное издание, которое по структуре и содержанию
соответствует печатному учебнику, а также содержит мультимедийные элементы,
расширяющие и дополняющие содержание учебника. Электронная форма учебника
представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для
участников образовательного процесса. ЭФУ воспроизводится в том числе при
подключении устройства к интерактивной доске любого производителя. Для начала работы
с ЭФУ на планшет или стационарный компьютер необходимо установить приложение
«Учебник цифрового века» (скачать его можно с сайта издательства «Просвещение»).
Электронная форма учебника включает в себя не только изложение учебного материала
(текст и зрительный ряд), но и тестовые задания (тренажёр, контроль) к каждой теме
учебника, обширную базу мультимедиаконтента. ЭФУ имеет удобную навигацию,
инструменты измерения размера шрифта, создания заметок и закладок. Данная форма
учебника может быть использована как на уроке в классе (при изучении новой темы или в
процессе повторения материала, при выполнении самостоятельной, парной или групповой
работы), так и во время самостоятельной работы дома, при подготовке к уроку, для
проведения внеурочных мероприятий.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
1.
Спортивная федерация шахмат Ярославской области [Электронный ресурс].
– Ярославль, 2023. – Режим доступа: https://yaroblchess.ru/
2.
Шахматное образование в Ярославской области / ЦНППМ [Электронный
ресурс]. – Ярославль, 2023. – Режим доступа: Шахматное образование в Ярославской
области — Ярославская область (yar.ru)
3.
Федерация шахмат России [Электронный ресурс]. – М. : 2006-2023 ФШР. –
Режим доступа: Федерация шахмат России (ruchess.ru)