РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Решение задач по физике»
для обучающихся 10 классов
Екатеринбург 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «Решение задач по физике» разработана на основе
положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС СОО, а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания и концепции преподавания учебного курса
«Физика» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные образовательные программы.
Содержание программы курса направлено на формирование
естественно-научной картины мира обучающихся 10 классов при обучении
их на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода.
Программа курса соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым
личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а также
учитывает необходимость реализации межпредметных связей курса с
естественно-научными учебными предметами. В ней определяются основные
цели изучения курса на уровне среднего общего образования, планируемые
результаты освоения курса: личностные, метапредметные, предметные (на
базовом уровне).
Программа по курсу включает:
планируемые результаты освоения курса физики на базовом уровне, в
том числе предметные результаты по годам обучения;
содержание учебного курса «Решение задач по физике» по годам
обучения.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в
качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему
знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий
для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы
лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией,
физической географией и астрономией. Использование и активное
применение физических знаний определяет характер и развитие
разнообразных технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения
космоса, получения новых материалов с заданными свойствами и других.
Изучение физики вносит основной вклад в формирование естественнонаучной картины мира обучающихся, в формирование умений применять
научный метод познания при выполнении ими учебных исследований.
Большое внимание уделяется решению расчётных и качественных
задач. При этом для расчётных задач приоритетом являются задачи с явно
заданной физической моделью, позволяющие применять изученные законы и
закономерности как из одного раздела курса, так и интегрируя знания из
разных разделов. Для качественных задач приоритетом являются задания на
объяснение протекания физических явлений и процессов в окружающей
жизни, требующие выбора физической модели для ситуации практикоориентированного характера.
Основными целями изучения курса в общем образовании являются:
расширение кругозора обучающихся и углубление знаний по основным
темам базового курса физики;
формирование представлений о постановке, классификации, приемах и
методах решения физических задач;
дать обучающимся представление о практическом применении законов
физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в
окружающем нас мире.
формирование интереса и стремления обучающихся к научному
изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих
способностей;
развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
формирование научного мировоззрения как результата изучения основ
строения материи и фундаментальных законов физики;
формирование умений объяснять явления с использованием физических
знаний и научных доказательств;
формирование представлений о роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач в
процессе изучения курса на уровне среднего общего образования:
приобретение системы знаний об общих физических закономерностях,
законах,
теориях,
включая
механику,
молекулярную
физику,
электродинамику, квантовую физику и элементы астрофизики;
формирование умений применять теоретические знания для объяснения
физических явлений в природе и для принятия практических решений в
повседневной жизни;
освоение способов решения различных задач с явно заданной физической
моделью, задач, подразумевающих самостоятельное создание физической
модели, адекватной условиям задачи;
понимание физических основ и принципов действия технических
устройств и технологических процессов, их влияния на окружающую
среду;
овладение методами самостоятельного планирования и проведения
физических экспериментов, анализа и интерпретации информации,
определения достоверности полученного результата;
создание условий для развития умений проектно-исследовательской,
творческой деятельности.
На изучение курса «Решение задач по физике» отводится 34 часа в 10
классе (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Решение задач по физике»
Механика
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на
основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости,
трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки,
системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. Задачи на
определение характеристик равновесия физических систем. Задачи на
принцип относительности: кинематические и динамические характеристики
движения тела в разных инерциальных системах отсчета. Границы
применимости
классической
механики.
Важнейшие
кинематические
характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и
движений.
Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого
трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.
Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение
импульса. Использование законов механики для объяснения движения
небесных тел и для развития космических исследований. Механическая
энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии. Работа силы.
Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия.
Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов.
Законы сохранения
Классификация задач по механике: решение задач средствами
кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения. Задачи на закон
сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы
и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической
энергии. Решение задач несколькими способами.
Молекулярная физика
Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее
экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера
средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель
идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа.
Уравнение Менделеева–Клапейрона.
Агрегатные состояния вещества. Модель строения жидкостей.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения
внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых
процессов. Принципы действия тепловых машин.
Электродинамика
Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал
электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики.
Конденсатор.
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для
полной
цепи.
Электрический
ток
в
проводниках,
полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.
электролитах,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
КУРСУ «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ»
НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Освоение учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего
образования (базовый уровень) должно обеспечить достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты
-
ориентация
реализацию
обучающихся
позитивных
на
достижение
жизненных
личного
перспектив,
счастья,
инициативность,
креативность, готовность и способность к личностному самоопределению,
способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким
достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- готовность и способность обучающихся
к отстаиванию личного
достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать
собственную
позицию
по
отношению
к
общественно-политическим
событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся
к саморазвитию и
самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами
гражданского
самосовершенствовании,
общества,
потребность
занятиях
в
физическом
спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа
жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному
физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков.
- российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-
культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной,
гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи
народов;
воспитание
уважительного
отношения
к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям.
-
нравственное
сознание
и
поведение
на
основе
усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития
науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству,
владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об
устройстве мира и общества;
-
готовность
и
способность
к
образованию,
в
том
числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира; понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности
как
к
возможности
участия
в
решении
личных,
общественных,
государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к
разным видам трудовой деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь
на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные
ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения
поставленной
цели;
сопоставлять
деятельности с поставленной заранее целью.
полученный
результат
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий
и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
-
выходить
за
рамки
учебного
предмета
и
осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия;
-
выстраивать
индивидуальную
образовательную
траекторию,
учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
Предметные результаты
В результате изучения курса обучающийся научится:
- анализировать физическое явление;
- классифицировать предложенную задачу;
- составлять простейшие задачи;
- последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней
трудности;
- выбирать рациональный способ решения задачи;
- решать комбинированные задачи;
-владеть различными методами решения задач: аналитическим, графическим,
экспериментальным и т.д.;
- анализировать полученный ответ;
- владеть методами самоконтроля и самооценки.
- описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение
небесных тел и искусственных спутников Земли;
- свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию,
распространение электромагнитных волн;
В результате изучения курса обучающийся получит возможность
научиться:
- отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе
экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что:
наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и
теорий,
позволяют
проверить
истинность
теоретических
выводов;
физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы
и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
- приводить примеры практического использования физических
знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
различных видов электромагнитных излучений для развития радио и
телекоммуникаций;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно
оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете,
научно-популярных статьях;
- использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности
жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств,
бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи,
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения
окружающей
среды;
рационального
природопользования
и
защиты
окружающей среды.
Тематическое планирование курса «Решение задач по физике» 10 класс
Название темы
Кол-во часов
Кинематика
7
Динамика
6
Законы сохранения
5
Молекулярная физика
6
Основы термодинамики
3
Электродинамики
7
итого
34
Поурочное планирование курса «Решение задач по физике» 10 класс
№
урока
Тема урока
1.
Способы описания движения
2.
Примеры решение задач на равномерное прямолинейное движение
3.
Сложение скоростей
4.
Примеры решение задач по теме Сложение скоростей
5.
Определение кинематических характеристик движения с помощью
графиков.
6.
Примеры решение задач на движение с постоянным ускорением
7.
Движение с постоянным ускорением свободного падения
8.
Примеры решение задач на по теме "Кинематика абсолютно
твердого тела"
9.
Принцип суперпозиции сил
10.
Примеры решение задач по теме Второй закон Ньютона
11.
Геоцентрическая система отсчета. Принцип относительности
Галилея.
12.
Сила тяжести на других планетах.
13.
Примеры решения задач "Закон всемирного тяготения"
14.
Первая космическая скорость.
15.
Примеры решения задач по теме "Силы упругости. Закон Гука"
16.
Примеры решения задач по теме "Силы трения"
17.
Примеры решения задач "Закон сохранения импульса"
18.
Кинетическая энергия и ее изменение
19.
Работа силы тяготения, Потенциальная энергия в поле тяготения.
20.
Примеры решения задач по теме Равновесие твердых тел
21.
Примеры решение задач на по теме "Гидромеханика"
22.
Примеры решения задач по теме "Основные положения МКТ"
23.
Примеры решения задач по теме "Основное уравнение МКТ"
24.
Примеры решения задач по теме "Уравнение состояния идеального
газа"
25.
Примеры решения задач по теме "Определение параметров газа по
графикам изопроцессов"
26.
Примеры решение задач по теме "Насыщенный пар. Влажность
воздуха"
27.
Смачивание и несмачивание. Капиляры
28.
Примеры решение задач по теме "Свойства жидкости"
29.
Примеры решение задач по теме "Внутренняя энергия. Работа "
30.
Примеры решение задач по теме "Уравнение теплового баланса "
31.
Примеры решение задач по теме "Первый закон термодинамики "
32.
Примеры решение задач по теме "КПД тепловых двигателей "
33.
Примеры решения задач по теме "Закон Кулона
34.
Повторение
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физика, 10 класс/ Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. под
редакцией Парфентьевой Н.А., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
А.Е. Марон "Физика 10 класс" Дидактические материалы.
А.Е. Марон "Физика 10 класс" Опорные конспекты, разноуровневые
задания
Л.А. Кирик, Ю.И. Дик. Физика – 10. Сборник заданий и
самостоятельных работ. М. Илекса, 2020 г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Якласс