РП Человек и его здоровье 10-11 класс 2023-2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Человек и его здоровье»
для обучающихся 10-11 класса

г.Екатеринбург
1

Пояснительная записка
Предлагаемый курс рассчитан на 67 часов учебного времени в течение двух лет.
Курс направлен на максимальную адаптацию молодого человека к жизни. Очень часто
человек теряет свое здоровье только потому, что не обладает достаточным количеством
знаний о причинах заражения инфекционными заболеваниями, не знает, как правильно
питаться, как организовывать свой режим дня й свободное время, не может оказать
первую медицинскую помощь, не знает особенности психики человека; учащиеся плохо
представляют, как окружающая среда влияет на человека. Темы курса дают детям
определенные знания об опасных заболеваниях, которые могут повредить здоровью.
Тематика курса помогает ребенку осознать себя в окружающем мире, понять, что
его здоровье — это достояние всего общества, поэтому он должен относиться бережно к
себе и своему здоровью, а также осознать то, что здоровье человека напрямую связано с
факторами окружающей среды. Курс помогает в осознании того, что человек — это
биосоциальное создание: с одной стороны, это биологическое существо и у него есть
биологические проблемы, а с другой стороны, человек — это личность. Ребенок учится
разбираться в проявлении своих эмоций, чувствах, мотивах поведения. Эта деятельность
направлена на снижение стрессовых ситуаций, если же они и возникли, — на уменьшение
их последствий.
Дети должны прийти к убеждению, что от гармоничного единства личности, общества и природы зависит выживание цивилизации, качество окружающей среды и
самоощущение в ней человека.
Планируемые результаты:
Личностные результаты обучения
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние
природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
умения и навыки разумногоприродопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Метапредметные результаты обучения
Метапредметными результатами является
действий (УУД).

формирование

универсальных

учебных

Познавательные УУД:
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;

2

– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
3

Цели курса
 Сформировать убеждение, что выживание цивилизации, качество окружающей
среды зависит от гармоничного единства личности, общества и природы.
 Умение сохранить свое здоровье как компонент общечеловеческой культуры.
 Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях
сохранения психического, физического и нравственного здоровья.
 Развитие у школьников мотивов бережного отношения к природе, ко всему живому
как главной ценности на Земле.
 Подготовка учащихся к практической деятельности в области медицины и
здравоохранения, психологических службах.
Задачи курса
 Дать элементарные знания об инфекционных, иммунных и генетических
заболеваниях, о нарушениях нервной системы, о закономерностях формирования
личности в семье и обществе.
 Дать элементарные знания по психологии. Развивать умения и навыки в оказании
первой медицинской помощи при травмах,аллергии, бронхиальной астме.
 Научить детей основам правильного питания. Развить умение использовать
теоретические знания в жизни.
 Научить улучшать собственное физическое и психическое состояния.
 Сформулировать отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред как своему
здоровью, так и здоровью окружающих.
 Сформировать нетерпимое отношение к ухудшению условий окружающей среды,
наносящих ущерб здоровью людей, сознательное участие будущих граждан нашего
общества в охране здоровья и формировании среды, способствующей сохранению
здоровья, особенно их труда и быта.
 Формирование адекватного поведения, направленного на выздоровление в случае
болезни, особенно хронической.
 Воспитание интереса к получению знаний о человеке как явлении природы.
 Развитие творческого потенциала учащегося: подготовка рефератов, сообщений,
выполнение практических работ.

4

II. Содержание рабочей программы
10 класс – 34 часа
П. р. и
лаб. раб.

Кол.
часов
3

№
1

Раздел
Социальная медицина

2

Инфекционные заболевания

6

3

Заболевания, связанные с вредными привычками

4

4

Распространенные хронические заболевания

4

5

Экстремальные ситуации

1+3

8

6

Гигиена питания

1

4

7

Ритмические процессы жизнедеятельности

2

8

Гигиена быта

3

11 класс – 33 часа
№

П. р. и
лаб. раб.

Кол.
часов

3

10

1

Раздел
Половая система человека и связанные с ней социальные
проблемы

2

Организация поведения психики

3

Деятельность мозга и психические процессы

4

Личность и её свойства

4

5

Человек в обществе

2

6

Человек и биосфера

6

3
0+3

8

5

III. Тематическое планирование
элективного курса «Человек и его здоровье», 10 класс
№

Тема

Раздел 1. Социальная медицина (3 ч)
Актуальность
проблемы
медицинского образования школьников.
1
Здоровье человека и факторы его определяющие.
2
Я и мое здоровье
3
Раздел 2. Инфекционные заболевания (6 ч)
Инфекционные
заболевания
4
Иммунитет
5
Инфекции дыхательной системы
6
Причины появления заболевания
7
Инфекции пищеварительной системы.
8
Вирусные и грибковые инфекции.
9
Раздел 3. Заболевания, связанные с вредными привычками (4 ч)
10
Привычки
11
Курение
12
Алкоголь
13
Наркотики
Раздел 4. Распространенные хронические заболевания(4 ч)
Хронические
заболевания
14
Виды анемии
15
Лейкозы. Гастрит.
16
Мочевая инфекция
17
Раздел 5. Экстремальные ситуации: травматизм, отравления. Оказание первой помощи (8 ч)
Травмы.
18
Причины травм
19
П. Р. №1: Приготовление растворов перманганата калия (для обработки ран, дезинфекции,
Л. Р. №1: Использование трубчатого эластичного бинта для удерживания повязки
20
отмачивания бинтов).
голове.
Л. Р. №2: Использование лейкопластыря и спиртового раствора
21
йода
при обработке
ран. помощи при травмах в быту (наложение шин, повязок).
Л.
Р. №3:
Оказание первой
22
Охрана труда
23
Ядохимикаты
24
Помощь при отравлении
25
Раздел 6. Гигиена питания (4 ч)
Пища, питательные вещества.
26
Культура питания
27
Нормы продуктов
28
Л. Р.№4: Составление рациона питания.
29
Раздел 7. Ритмические процессы жизнедеятельности (2 ч)
30
Биологические ритмы
31
Виды биологических ритмов
Раздел 8. Гигиена быта (3 ч)
32
Значение света для организма
33
Гигиена помещения
34
Вредители в доме

6

Тематическое планирование
элективного курса «Человек и его здоровье», 11 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема
Раздел 1. Половая система человека и связанные с ней социальные проблемы (10 ч)
Заболевания, передающиеся половым путем
Методы контрацепции
Аборты; опасность абортов для здоровья женщины
Планирование семьи
Составление родословной семьи
П. Р. №1: Решение генетических задач о человеке.
Центр планирования семьи
Гигиена женщины
Психосексуальное развитие и взаимоотношение полов
П. Р. №2: Тренинг «духовное значение любви в человеческих взаимоотношениях».
Раздел 2. Организация поведения психики (3 ч)
Потребности и мотивы поведения
Принципы организации поведения
Обучение, умения, навыки, привычки.
Раздел 3. Деятельность мозга и психические процессы (8 ч)
Деятельность мозга
Сенсорная адаптация
Восприятие
Воображение. Внимание
Л. Р. №1: Определение типа восприятия. Иллюзии восприятия.
Память
Л. Р. №2: Определение устойчивости внимания, определение объема внимания.
Виды памяти.
Мышление
Л. Р.№ 3: Хорошая ли у вас зрительная память?
Эмоции, сознание, творчество.
Раздел 4. Личность и её свойства (4 ч)
Индивид, индивидуальность, личность.
Темперамент и характер
Волевые качества личности
Этапы формирования личности
Раздел 5. Человек в обществе (2 ч)
Общение
Конфликты
Раздел 6. Человек и биосфера (6 ч)
Связь человека с природой
Современное состояние природных систем Земли
Окружающая среда и здоровье человека
Отношение человека к природе
Мониторинг
Меры улучшения качества окружающей среды

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».