РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Функциональная грамотность»
2-3 класс
г. Екатеринбург 2024
Пояснительная записка
Рабочая
программа
внеурочной
деятельности
по
основам
функциональной грамотности для 2-3 классов «Читаем, считаем, наблюдаем»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования. Формирование
функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной
школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности
личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений. В начальной школе закладываются основы формирования
грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть
стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность
в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий
техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги
и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная
личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение
жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной
культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной
грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую
грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной
деятельности 7 - 10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.
Объём часов, отпущенных на занятия:
2 класс- 34 часа,
3 класс - 34 часа.
Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для
полноценного функционирования человека в современном обществе.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексией на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления; воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов
работы с текстом;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению
книг;
учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
учить применять извлеченную из текста информацию для решения
разного рода проблем;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование»,
«диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным.
Формы и методы работы
Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности
являются: литературные игры, литературные гостиные, КВНы, конкурсыкроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение
проектных
задач, экскурсии проекты, опыты, олимпиады, практические
работы, ребусы и т.д.
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг,
детскими периодическими и электронными изданиями, проведение опытов,
практических работ по математике, окружающему миру. Предусмотрено
широкое использование различных демонстрационных материалов: портретов
писателей, поэтов; репродукций картин в соответствии с содержанием
программы; художественных фотографий в соответствии с содержанием
программы; иллюстраций к литературным произведениям; опыты по
естествознанию.
Для реализации программы используются современные образовательные
технологии деятельностного подхода: исследовательская и проектная,
технологии развития критического мышления, технология создания учебных
ситуаций. Согласно стратегии новых федеральных стандартов необходимо
учить детей работать в сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в
группах, а также индивидуальное исполнение.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо –
невежливо – грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для
успешного
общения,
установления
добрых,
уважительных
взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное
слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными
результатами изучения
курса
является
формирование следующих универсальных учебных действий:
определять степень успешности выполнения своей работы и работы
всех, исходя из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и
неудач при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для
решения коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для
решения коммуникативных задач сведения;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и
выборочный пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять его план;
анализировать
структуру рассуждения, выявлять уместность
приводимых аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве
доказательства правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы,
вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;
представлять рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать
жанры комплимента, поздравления с учётом
коммуникативной ситуации;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;
представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Обучающиеся,
овладевшие читательской
грамотностью,
способны: сформировать основы грамотного читателя, иметь стойкую
привычку к чтению, поддерживать душевную и духовную потребность в
чтении как средстве познания мира и самопознания, владеть техникой чтения,
приёмами понимания прочитанного, знать книги и уметь их самостоятельно
выбирать, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной
среде.
Обучающиеся, овладевшие естественно - научной грамотностью,
способны: использовать естественно -научные знания, выявлять проблемы,
делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего
мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия
соответствующих
решений; строить
развернутые
высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.
Обучающиеся,
овладевшие математической
грамотностью,
способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей
действительности
и
могут
быть
решены
средствами
математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать
проблемы, используя математические факты и методы; анализировать
использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты
с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты
решения.
Обучающиеся,
овладевшие финансовой
грамотностью,
способны: понимать
и
правильно
использовать
экономические
термины; иметь представление о банковских картах; уметь правильно
обращаться с деньгами; иметь представление о различных банковских
услугах; уметь проводить элементарных финансовых расчётов.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научнопознавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных
произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение
их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные
высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины
ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты,
вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских
карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских
банкнот, валюта.
Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей,
выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды
корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
№
1
2
3
Тематическое планирование 2 класс
Тема
Предмет
Формируемые умения
изучения
Михаил Пришвин. Различия научно Определять жанр, тему, героев произведения;
Беличья па
познавательного и
объяснять значения выражений, встретившихся в
мять
художественного
тексте;
текстов.
озаглавливать прочитанный текст;
находить необходимую информацию в прочитанном
тексте;
задавать вопросы по содержанию прочитанного и
отвечать на них;
давать характеристику герою произведения;
различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.
Про
беличьи Сложение
Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять
запасы
одинаковых
данные;
слагаемых,
ре выполнять сложение и сравнение чисел в пределах
шение задач.
100;
объяснять графические модели при решении задач;
анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;
Беличьи деньги
Бумажные и метал Объяснять значение понятий «покупка», «продажа»,
лические деньги,
«сделка», «деньги»;
рубль, копейка.
понимать, откуда возникло название российских денег
«рубль» и «копейка»;
находить у монеты аверс и реверс;
выполнять логические операции: анализ, синтез и
сравнение;
готовить небольшое сообщение на заданную тему.
Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая
погода», «облачность»;
объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
работать с таблицами наблюдений за погодой;
высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений;
работать в парах.
Определять жанр, тему, героев произведения;
объяснять значения выражений, встретившихся в
тексте;
отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами
из него;
составлять вопросы по содержанию текста для
готовых ответов;
определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;
разгадывать ребусы;
устанавливать логические связи.
Анализировать
данные столбчатой диаграммы,
представленные в явном и неявном виде;
дополнять недостающие на диаграмме данные;
4
Про белочку
погоду
и Наблюдения
погодой.
5
И.
СоколовМикитов.
В берлоге
Содержание
рассказа. Отличия
художественного,
научно
познавательного и
газетного стилей.
6
Медвежье
потомство
Столбчатая
диаграмма,
за
таблицы, логические задачи.
7
Повреждённые и Наличные деньги,
фальшивые
средства защиты
деньги
бумажных денег,
повреждённые
деньги.
8
Лесные
коежки
слад- Медонос,
настоящий
и
искусственный мёд
отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на
диаграмме;
анализировать данные таблицы, устанавливая их
истинность и ложность;
выполнять вычисления на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц;
решать логические задачи на практическое деление;
находить периметр треугольника;
строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
Объяснять на доступном для второклассника уровне,
что такое фальшивые и поврежденные деньги;
знать правила использования поврежденных денег;
находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;
находить необходимую информацию в тексте;
отвечать на вопросы на основе полученной информации.
Проводить несложные опыты с мёдом;
определять
последовательность действий при
проведении опытов;
делать выводы по результатам опытов;
различать свойства настоящего и поддельного,
искусственного мёда;
анализировать данные таблицы;
строить логические рассуждения и оформлять их в
устной и письменной речи;
иметь представление о лечебных свойствах мёда.
Заполнять кластер на основе полученных сведений из
текста;
определение лексического значения слова;
находить необходимую информацию в тексте;
определять объект на рисунке с помощью подсказки;
определять последовательность действий, описанных
в рассказе;
различать художественный и научно- познавательный текст;
сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии,
находить общие сведения;
определять по высказываниям информацию, полученную из текста;
строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
Определять количество часов в сутках;
находить необходимую информацию в тексте и
выполнять математические вычисления;
подбирать из предложенных чисел суммы чисел,
состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;
решать логические задачи по данному условию;
составлять элементарную диаграмму.
9
Лев
Зайцы
Толстой. Содержание
рассказа.
Сравнение научно познавательного и
художественного
текстов.
10
Про зайчат
зайчиху
и Единицы
измерения
времени:
сутки,
часы. Сложение в
пределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма.
11
12
13
Банковская карта
Банковская карта.
Давать характеристику наличным деньгам;
рассказывать о дебетовой банковской карте;
объяснять, что обозначают надписи на карте;
объяснять, как производить покупку в магазине;
объяснять, как можно снять деньги в банкомате с
помощью карты;
рассказывать о кредитной банковской карте.
- Определять по рисункам названия растений и находить
Про Зайчишку и Морковь, огурец, среди них овощи;
овощи
помидор, свёкла,
выделять среди овощей корнеплоды;
капуста
проводить опыт по проращиванию моркови;
определять цвет сока овощей опытным путём;
сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
Николай Сладков. Содержание
Определять тип и тему текста, называть его перВесёлая игра
рассказа
сонажей;
понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в
качестве ответов на вопросы по содержанию
прочитанного текста;
объяснять лексическое значение слов и выражений;
устанавливать истинность и ложность утверждений,
подтверждая или опровергая их с помощью цитат;
составлять на доступном для второклассника языке
инструкции/правила, грамотно оформлять их на
письме.
14
Лисьи забавы
Решение
логических задач с
помощью таблицы;
столбчатая
диаграмма, чертёж.
15
Безопасность
Правила
денег
на безопасности при
банковской карте использовании
банковских карт.
16
Лисьи норы
Устройство лисьей
норы, свойства лесной земли, песка и
глины,
состав
почвы.
Определять дату по календарю;
находить необходимую информацию в тексте и
выполнять математические вычисления;
записывать краткую запись и решение задач;
решать логические задачи с помощью таблицы;
анализировать данные, представленные в столбчатой
диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные;
составлять вопросы, ответы на которые можно узнать
по данным столбчатой диаграммы;
читать простейшие чертежи, выполнять построения на
чертеже в соответствии с данными задачи.
Иметь представление об элементах, расположенных
на лицевой и оборотных сторонах банковской карты,
объяснять их назначение;
находить необходимую информацию в тексте задания;
формулировать
правила безопасности при использовании банковских карт.
Иметь представление об устройстве лисьих нор;
проводить простейшие опыты по определению
свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы;
делать
выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
понимать и объяснять, от чего зависит плодородие
почвы.
17
Обыкновенные
кроты
18
Про крота
19
Про кредиты
Содержание
научнопознавательного
текста.
Определять тип текста;
составлять описание крота на основе прочитанного
текста;
разгадывать ребусы и соотносить слова
ассоциации;
соединять линиями части предложений и определять
их последовательность в тексте;
объяснять значение слова;
составлять вопросы по предложенным предложениям;
находить синонимы к предложенному слову;
писать сочинение-рассуждение по заданной теме;
определять название раздела, в котором может быть
размещён текст.
Сложение
в
Решать задачи логического характера;
пределах 100.
решать задачи с использованием данных таблицы;
Логические задачи.
решать задачи на основе данных диаграммы;
Диаграмма.
решать примеры на основе предложенной цепочки
примеров;
определять цвета геометрических фигур на основе
верных высказываний.
Кредит.
Объяснять, что такое «кредит»;
Ипотечный кредит.
определять виды кредитов;
Автокредит.
понимать, чем отличаются друг от друга разные виды
Кредит
кредитов;
наличными.
определять сумму переплаты по кредиту;
определять, какой кредит наиболее выгоден банку
по срокам его оплаты;
- определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту
банка по срокам его оплаты
Корень - часть Корень.
Виды
Называть части цветочных растений;
растения
корневых систем.
объяснять, для чего растению корень;
Видоизменённые
доказывать, что рост растения начинается с корня;
корни.
называть виды корневых систем;
называть видоизменённые корни.
Эдуард Шим.
Содержание
Определять книгу, в которой можно прочитать
Тяжкий труд
художественного
предложенный художественный текст;
текста.
определение лексического значения слова;
находить необходимую информацию в тексте;
находить в тексте предложение по заданному вопросу;
разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы
со словами;
определять главную мысль текста;
определять, чему учит текст;
строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
Про ежа
Решение
- Находить значение выражений, соотносить полученные
выражений,
результаты с буквами и читать название насекомого;
столбчатая и круго определять время с помощью скорости и расстояния;
вая диаграмма,
определять данные столбчатой диаграммы, находить
названия месяцев.
часть от числа и записывать результаты в таблицу,
20
21
22
результаты таблицы переносить в круговую
диаграмму;
отвечать на вопросы на основе полученных данных;
определять последовательность маршрута на основе
схемы;
записывать слова с помощью кода;
называть месяцы, сравнивать количество месяцев.
23
Про вклады
Вклад, вкладчик,
срочный
вклад,
вклад
до
востребования.
24
Занимательные
особенности
яблока
Яблоко,
яблока.
свойства
25
Полевой хомяк
Содержание
научно
познавательного
текста.
Давать определение вклада;
называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до
востребования;
объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
объяснять, как считают банковский процент по
вкладам;
объяснять, почему банки выплачивают проценты.
Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а
при покрытии разреза соком лимона не темнеет;
объяснять, почему яблоко плавает;
объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
находить на срезе яблока рисунок звезды.
Определять вид текста;
составлять описание хомяка на основе прочитанного
текста;
дополнять описание хомяка на основе рисунка;
26
Про
хомяка
полевого Решение
выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы,
именованные
числа,
четырёхугольники.
27
Ловушки
денег
для Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит.
придумывать сравнения;
составлять вопросы по данным предложениям;
отвечать на вопросы на основе полученных сведений;
разгадывать ребусы и объяснять значение слова;
определять сведения, которые удивили;
составлять план при подготовке к сообщению.
Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название
животного;
строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся
данных;
отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
находить путь хомяка на основе заданного условия,
доказывать, что путь выбран правильно;
записывать именованные числа в порядке возрастания;
строить четырёхугольники по заданному условию.
Определять доходы, расходы и прибыль;
отличать желаемые покупки от необходимых;
рассуждать, как поступать в различных ситуациях при
покупке товара;
объяснять, что такое дефицит и профицит;
рассуждать, как не тратить напрасно деньги.
28
Про хомяка и его Горох,
свойства
запасы
прорастания
гороха.
29
Про бобров
Содержание
текста,
текстописание.
Называть растения, плоды которых составляют основу
питания хомяка;
объяснять и доказывать, как влажность и воздух
влияют на прорастание семян;
объяснять и доказывать, что для роста, особенно в
первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах;
объяснять и доказывать, как влияет наличие света на
прорастание семян;
объяснять и доказывать, как влияет температура на
прорастание семян;
объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на
прорастание семян;
определять правильную последовательность прорастания семян гороха.
Определять тип текста, его тему;
находить выделенное в тексте словосочетание и
объяснять его лексическое значение;
находить среди предложенных вариантов вопросы, на
которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном
тексте;
задавать вопросы по содержанию прочитанного;
сравнивать тексты;
определять сведения, которые удивили;
30
Бобры- строители
Диаметр,
длина
окружности,
решение
практических
задач.
31
Такие
деньги
разные Валюта, курс для
обмена
валюты,
деньги
разных
стран.
32
Материал
плотин
для Строение
древесины дерева,
определение
возраста дерева.
составлять речевое высказывание в письменной
форме.
Иметь представление о диаметре окружности;
анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения;
находить приблизительное значение диаметра
окружности, зная длину окружности;
заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;
выбирать нужные для проведения измерений инструменты;
работать с чертежом;
решать логические задачи.
Иметь представление о валюте как национальной
денежной единице;
находить необходимую информацию в тексте и на
иллюстрациях к заданиям;
устанавливать принадлежность денежной единицы
стране;
иметь представление о банковской операции «обмен
валюты».
Иметь представление о составе древесины
проводить простейшие опыты по изучению свойств
древесины разных пород деревьев;
делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие
породы деревьев.
Рыбы,
птицы,
Называть группы позвоночных животных;
рептилии,
называть признаки пяти групп позвоночных жиамфибии,
млевотных;
копитающие.
определять название животного по описанию;
выбирать признаки земноводного животного;
выбирать утверждения, которые описывают признаки животного;
выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в
тексте;
составить описание внешнего вида рыбы с указанием
признаков этого животного;
рассуждать об открытии, сделанном на занятии.
Находить
необходимую информацию в тексте
задания;
понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»;
анализировать и дополнять недостающие в таблице
данные;
выполнять письменное и устное сложение чисел в
пределах 1000.
33
Позвоночные
животные
34
Встреча друзей
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение
слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности
дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды
облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета,
семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы
(выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные
расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение
части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и
заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
№
Тема
Тематическое планирование 3 класс
Формируемые умения
Предмет
изучения
Бок «Читательская грамотность»
1
Про дождевого Тип
текста.
червяка
Содержание
научнопознавательного
текста.
2
Кальций
Содержание
научнопознавательного
текста.
Определять тип текста;
дополнять предложение словами из текста;
определять периоды развития дождевого червя на основе
теста;
объяснять, почему дождевые черви - это настоящие
сокровища, живущие под землёй;
определять на основе теста способ питания дождевых червей;
находить предложение, соответствующее рисунку;
выбирать утверждения, соответствующие тексту;
составлять вопрос по содержанию текста;
называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в
тексте.
Работать с кластером;
Дополнять предложение словами из текста;
определять, что такое минерал;
называть стройматериалы, содержащие кальций;
объяснять значение слова;
выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному
тексту;
составлять предложения по рисунку;
3
Сколько
облако?
весит Тип
текста.
Главная мысль
текста. Содержание текста
4
5
Хлеб - всему го
лова
Про мел
Тип
текста.
Главная мысль
текста. Содержание текста
Главная мысль
текста.
Содержание
текста.
составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ
на составленный вопрос.
Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль;
находить ответ на вопрос в тексте;
объяснять значение слова;
дополнять предложения;
выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;
дополнять план текста;
рассказывать о прочитанном произведении;
составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ
на составленный вопрос;
определять название книг с достоверными сведениями.
Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль;
записывать пословицы о хлебе;
Заполнять кластер о происхождении мела;
составлять вопрос по готовому ответу;
давать определение слова;
работать с толковым словарём;
работать с толкованием слова;
соединять части предложений и определять их порядок;
составлять план текста в виде вопросов;
6
Про мыло
Содержание
научнопознавательного
текста.
7
История свечи
Содержание
научнопознавательного
текста.
составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ
на составленный вопрос.
Дополнять предложение;
давать определение слова;
работать с толковым словарём;
соединять части предложений и определять их порядок;
находить в тексте предложение, которое соответствует
рисунку;
находить в тексте предложение по заданному условию;
дополнять текст по заданному условию;
определять даты принятия гербов.
Давать определение слова;
записывать ответ на поставленный вопрос;
определять слово по его лексическому значению;
называть вещества, которые используют при изготовлении
свечей;
выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;
составлять вопросы и находить ответы в тексте;
соединять части предложений и определять их порядок;
заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного
текста;
называть правила безопасности при использовании свечей;
рассказывать о прочитанном произведе-
8
Магнит
Содержание
научнопознавательного
текста.
Блок «Естественно-научная грамотность»
9
Дождевые черви Дождевые черви
10
Полезный каль- Кальций
ций
11
Про облака
Облака
Давать определение слова;
дополнять предложение;
находить ответ на поставленный вопрос;
объяснять значение словосочетания;
с помощью текста находить отличия между предметами;
называть предметы, о которых говорится в тексте;
рассказывать о прочитанном произведении.
Называть части тела дождевого червя;
объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;
рассказывать, чем питается дождевой червь;
объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают
на поверхность земли;
наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;
заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.
Заполнять таблицу;
дополнять предложение;
определять с помощью опытов, что происходит с костями и
скорлупой яйца, если из них удалить кальций;
составлять суточное меню с молочными продуктами;
дописывать вывод о необходимости кальция для организма.
С помощью опыта показывать образование облаков;
объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
называть явления природы;
называть виды облаков;
12
Про
хлеб
дрожжи
и Дрожжи. Хлеб.
13
Мел
Мел
14
Чем интересно Мыло
мыло и как оно
«работает»
определять погоду по облакам.
Называть внешние признаки сходства и различия ржи и
пшеницы;
описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;
давать определение слову «дрожжи»;
проводить опыт, показывающий влияние температуры на
процесс брожения;
проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс
брожения;
проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа
при брожении;
проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба
зависят от выдержки теста.
Доказывать, что мел не растворяется в воде;
называть, из чего состоит мел;
доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
определять состав мела;
называть области применения мела.
Называть виды мыла;
исследовать мыло в сухом виде;
показывать, что при намокании мыла появляется пена;
проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от
масла;
проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает
поверхностное натяжение воды;
исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого
мыла.
Про свечи
Свеча
Рассказывать о строении свечи;
рассказывать о зонах пламени свечи;
объяснять, почему гаснет свеча;
объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;
объяснять, почему происходит возгорание дыма.
Волшебный маг- Магнит
Называть виды магнитов;
нит
определять опытным путём, какие предметы притягивает
магнит;
доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует
через стекло и другие предметы;
показывать
с помощью опыта, что магнит может
намагничивать металлические предметы;
рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;
показывать с помощью опыта, как можно создать компас.
Проверь
себя Ориентироваться Проверь себя
Материал,
в
понятиях,
изученный
в изученных
в
первом
первом
полугодии.
полугодии;
15
17
18
применять
полученные
знания в повседневной жизни;
работать
самостоятельно;
планировать
и
корректировать
свои действия в
соответствии с
поставленной
учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
19
Что такое «бюд- Федеральный
- Понимать и правильно использовать финансовые термины:
жет»?
бюджет, уровни «бюджет», «налоги»;
бюджета,
«дефицит», «профицит»;
понимать, из каких уровней состоит бюджетная система
России;
объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они
расходуются;
выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой
ответ;
уметь слушать и слышать собеседника.
20
Семейный бюд- Семейный
жет
бюджет, доходы
и расходы.
21
Откуда в семье Понятие
берутся деньги? заработной
Зарплата
платы,
виды
зарплаты.
22
Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия
23
Откуда в семье Наследство,
берутся деньги? вклад, выигрыш.
Наследство,
вклад, выигрыш
Пенсия,
досрочная пенсия, пособия для
разных
категорий
граждан.
Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;
понимать, как в семье появляются доходы;
делить
расходы на «обязательные», «желаемые и
«непредвиденные»;
заполнять кластер;
формулировать высказывание в устной и письменной речи на
заданную тему.
Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;
анализировать данные, представленные в виде графика;
приводить примеры различных профессий;
объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.
Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;
на доступном для третьеклассника уровне определять
основание для назначения досрочной пенсии;
называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие к эпизодическим.
-- Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое
и недвижимое имущество»;
понимать, что выигрыш облагается налогом;
иметь представления о налогах, которые человек должен
заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша;
понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;
называть предметы, которые человек может получить в
наследство.
24
На что тратятся Классификация -- Понимать и правильно использовать финансовые термины:
семейные
расходов
по «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные
деньги?
Виды различным осно- расходы»,
расходов
ваниям.
«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные
расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы»
25
На что тратятся Виды
Понимать и правильно использовать финансовые термины:
семейные
обязательных
«коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
деньги?
платежей.
объяснять, почему обязательные платежи нужно платить
Обязательные
вовремя;
платежи
на
примере различных ситуаций определять вид
обязательного платежа.
26
Как сэкономить Экономия
Понимать и правильно использовать финансовые термины:
семейные
семейного
«экономия семейного бюджета», «продовольственные
деньги?
бюджета.
товары», «непродовольственные товары»;
формулировать
простые правила экономии семейного
бюджета;
на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему
необходимо экономить семейный бюджет.
Блок «Математическая грамотность»
27
Расходы
и Сравнение
доходы бюджета доходов
расходов.
Дефицит
профицит.
и
и
28
Планируем се- Доходы
мейный бюджет расходы
семейном
бюджете.
29
Подсчитываем
Семейный доход
семейный доход в таблице, на
диаграмме.
30
Пенсии
пособия
и Прожиточный
минимум
Определять дефицитный и профицитный бюджет;
анализировать данные, представленные на инфографике, и на
основе этих данных заполнять таблицу;
выполнять вычисления по таблице;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
составлять задачу по предложенному решению;
формулировать вопрос задачи.
анализировать данные, представленные в таблице, и по этим
данным выполнять необходимые вычисления;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел,
деление круглого числа на однозначное;
анализировать данные столбчатой диаграммы;
выполнять умножение двузначного числа на однозначное
путём сложения одинаковых слагаемых;
выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.
Анализировать график и по данным графика заполнять
таблицу;
выполнять сложение круглых многозначных чисел;
находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
анализировать данные таблицы и на основе этих данных
дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме;
самостоятельно составлять круговую диаграмму.
- Анализировать данные, представленные в
таблице;
и
в
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый
период;
заполнять таблицу на основе текстового материала;
подсчитывать доход семьи от детских пособий.
31
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы
Налог
на
выигрыш, доход
от выигрыша в
лотерею.
32
Подсчитываем
расходы
Обязательные и
непредвиденные
расходы.
33
Расходы
на Обязательные
обязательные
платежи
платежи
Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить
налог с выигрыша;
подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в
лотерею;
под руководством учителя с помощью калькулятора находить
процент от числа.
Анализировать данные инфографики;
находить в таблице информацию, необходимую для
выполнения задания;
подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть
от семейного дохода они составляют;
подсчитывать, какую часть семья откладывает на
непредвиденные расходы.
Определять, какие налоги должна платить семья;
анализировать данные диаграммы и на основе этих данных
заполнять таблицу;
подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;
34
Проверь себя
Материал,
изученный
втором
полугодии.
во
пользоваться калькулятором;
объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных
платежей;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.
Ориентироваться в понятиях, изученных во втором
полугодии;
применять полученные знания в повседневной жизни;
работать самостоятельно;
планировать и корректировать свои действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. –
(Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. –
(Учение с увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. –
(Учение с увлечением).
4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. –
(Учение с увлечением).
Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных
ресурсов:
https://fg http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
http://skiv.instrao
https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/
https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20гр
амотность%202-4%20класс%20ЭП.pdf
https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%
20Функциональная%20грамотность%201-4%20классы.pdf