РП Функциональная грамотность 2-3 класс 2024-2025

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Функциональная грамотность»
2-3 класс

г. Екатеринбург 2024

Пояснительная записка
Рабочая
программа
внеурочной
деятельности
по
основам
функциональной грамотности для 2-3 классов «Читаем, считаем, наблюдаем»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования. Формирование
функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной
школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности
личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений. В начальной школе закладываются основы формирования
грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть
стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность
в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий
техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги
и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная
личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение
жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной
культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной
грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую
грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной
деятельности 7 - 10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.
Объём часов, отпущенных на занятия:
2 класс- 34 часа,
3 класс - 34 часа.
Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для
полноценного функционирования человека в современном обществе.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексией на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в

настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления; воспитание ответственности и
нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут
быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения
выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
 формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов
работы с текстом;
 совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению
книг;
 учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
 учить применять извлеченную из текста информацию для решения
разного рода проблем;
 развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
 обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование»,
«диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
 воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
 учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
 поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным.
Формы и методы работы
Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности
являются: литературные игры, литературные гостиные, КВНы, конкурсыкроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение
проектных
задач, экскурсии проекты, опыты, олимпиады, практические
работы, ребусы и т.д.
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг,
детскими периодическими и электронными изданиями, проведение опытов,
практических работ по математике, окружающему миру. Предусмотрено
широкое использование различных демонстрационных материалов: портретов
писателей, поэтов; репродукций картин в соответствии с содержанием
программы; художественных фотографий в соответствии с содержанием

программы; иллюстраций к литературным произведениям; опыты по
естествознанию.
Для реализации программы используются современные образовательные
технологии деятельностного подхода: исследовательская и проектная,
технологии развития критического мышления, технология создания учебных
ситуаций. Согласно стратегии новых федеральных стандартов необходимо
учить детей работать в сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в
группах, а также индивидуальное исполнение.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
 оценивать свою вежливость;
 определять степень вежливости при общении людей (вежливо –
невежливо – грубо);
 осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для
успешного
общения,
установления
добрых,
уважительных
взаимоотношений;
 осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное
слово;
 понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными
результатами изучения
курса
является
формирование следующих универсальных учебных действий:
 определять степень успешности выполнения своей работы и работы
всех, исходя из имеющихся критериев;
 критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и
неудач при взаимодействии;
 осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для
решения коммуникативных задач;
 учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
 анализировать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для
решения коммуникативных задач сведения;
 перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и
выборочный пересказ текста;
 осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять его план;
 анализировать
структуру рассуждения, выявлять уместность
приводимых аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве
доказательства правила, цитаты;
 продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы,
вывод;
 знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;
представлять рисунок, схему;
 репетировать выступление и т.д.;
 пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
 в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
 отличать подготовленную и неподготовленную речь;
 знать особенности неподготовленной речи;
 осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;
 знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
 реализовывать
жанры комплимента, поздравления с учётом
коммуникативной ситуации;
 знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план;
представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
 пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
 в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Обучающиеся,
овладевшие читательской
грамотностью,
способны: сформировать основы грамотного читателя, иметь стойкую
привычку к чтению, поддерживать душевную и духовную потребность в
чтении как средстве познания мира и самопознания, владеть техникой чтения,
приёмами понимания прочитанного, знать книги и уметь их самостоятельно
выбирать, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной
среде.
Обучающиеся, овладевшие естественно - научной грамотностью,
способны: использовать естественно -научные знания, выявлять проблемы,
делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего
мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия
соответствующих
решений; строить
развернутые
высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.


Обучающиеся,
овладевшие математической
грамотностью,
способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей
действительности
и
могут
быть
решены
средствами
математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать
проблемы, используя математические факты и методы; анализировать
использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты
с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты
решения.
Обучающиеся,
овладевшие финансовой
грамотностью,
способны: понимать
и
правильно
использовать
экономические
термины; иметь представление о банковских картах; уметь правильно
обращаться с деньгами; иметь представление о различных банковских
услугах; уметь проводить элементарных финансовых расчётов.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научнопознавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных
произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение
их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные
высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины
ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты,
вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских
карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских
банкнот, валюта.
Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие
эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей,
выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды
корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

№
1

2

3

Тематическое планирование 2 класс
Тема
Предмет
Формируемые умения
изучения
Михаил Пришвин. Различия научно  Определять жанр, тему, героев произведения;
Беличья па
познавательного и
 объяснять значения выражений, встретившихся в
мять
художественного
тексте;
текстов.
 озаглавливать прочитанный текст;
 находить необходимую информацию в прочитанном
тексте;
 задавать вопросы по содержанию прочитанного и
отвечать на них;
 давать характеристику герою произведения;
 различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.
Про
беличьи Сложение
 Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять
запасы
одинаковых
данные;
слагаемых,
ре выполнять сложение и сравнение чисел в пределах
шение задач.
100;
 объяснять графические модели при решении задач;
 анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;
Беличьи деньги
Бумажные и метал Объяснять значение понятий «покупка», «продажа»,
лические деньги,
«сделка», «деньги»;
рубль, копейка.
 понимать, откуда возникло название российских денег
«рубль» и «копейка»;

находить у монеты аверс и реверс;
 выполнять логические операции: анализ, синтез и
сравнение;
 готовить небольшое сообщение на заданную тему.
 Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая
погода», «облачность»;
 объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
 работать с таблицами наблюдений за погодой;
 высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений;
 работать в парах.
Определять жанр, тему, героев произведения;
 объяснять значения выражений, встретившихся в
тексте;
 отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами
из него;
 составлять вопросы по содержанию текста для
готовых ответов;
 определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;
 разгадывать ребусы;
 устанавливать логические связи.
 Анализировать
данные столбчатой диаграммы,
представленные в явном и неявном виде;
 дополнять недостающие на диаграмме данные;


4

Про белочку
погоду

и Наблюдения
погодой.

5

И.
СоколовМикитов.
В берлоге
Содержание
рассказа. Отличия
художественного,
научно
познавательного и
газетного стилей.

6

Медвежье
потомство

Столбчатая
диаграмма,

за

таблицы, логические задачи.

7

Повреждённые и Наличные деньги,
фальшивые
средства защиты
деньги
бумажных денег,
повреждённые
деньги.

8

Лесные
коежки

слад- Медонос,
настоящий
и
искусственный мёд

отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на
диаграмме;
 анализировать данные таблицы, устанавливая их
истинность и ложность;
 выполнять вычисления на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц;
 решать логические задачи на практическое деление;
 находить периметр треугольника;
 строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
 Объяснять на доступном для второклассника уровне,
что такое фальшивые и поврежденные деньги;
 знать правила использования поврежденных денег;
 находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;
 находить необходимую информацию в тексте;
 отвечать на вопросы на основе полученной информации.
 Проводить несложные опыты с мёдом;
 определять
последовательность действий при
проведении опытов;
 делать выводы по результатам опытов;
 различать свойства настоящего и поддельного,
искусственного мёда;
 анализировать данные таблицы;


строить логические рассуждения и оформлять их в
устной и письменной речи;
 иметь представление о лечебных свойствах мёда.
 Заполнять кластер на основе полученных сведений из
текста;
 определение лексического значения слова;
 находить необходимую информацию в тексте;
 определять объект на рисунке с помощью подсказки;
 определять последовательность действий, описанных
в рассказе;
различать художественный и научно- познавательный текст;
 сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии,
находить общие сведения;
 определять по высказываниям информацию, полученную из текста;
 строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
 Определять количество часов в сутках;
 находить необходимую информацию в тексте и
выполнять математические вычисления;
 подбирать из предложенных чисел суммы чисел,
состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;
 решать логические задачи по данному условию;
 составлять элементарную диаграмму.


9

Лев
Зайцы

Толстой. Содержание
рассказа.
Сравнение научно познавательного и
художественного
текстов.

10

Про зайчат
зайчиху

и Единицы
измерения
времени:
сутки,
часы. Сложение в
пределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма.

11

12

13

Банковская карта

Банковская карта.

Давать характеристику наличным деньгам;
 рассказывать о дебетовой банковской карте;
 объяснять, что обозначают надписи на карте;
 объяснять, как производить покупку в магазине;
 объяснять, как можно снять деньги в банкомате с
помощью карты;
 рассказывать о кредитной банковской карте.
- Определять по рисункам названия растений и находить
Про Зайчишку и Морковь, огурец, среди них овощи;
овощи
помидор, свёкла,
 выделять среди овощей корнеплоды;
капуста
 проводить опыт по проращиванию моркови;
 определять цвет сока овощей опытным путём;
сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
Николай Сладков. Содержание
 Определять тип и тему текста, называть его перВесёлая игра
рассказа
сонажей;
 понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в
качестве ответов на вопросы по содержанию
прочитанного текста;
 объяснять лексическое значение слов и выражений;
 устанавливать истинность и ложность утверждений,
подтверждая или опровергая их с помощью цитат;
 составлять на доступном для второклассника языке
инструкции/правила, грамотно оформлять их на
письме.


14

Лисьи забавы

Решение
логических задач с
помощью таблицы;
столбчатая
диаграмма, чертёж.

15

Безопасность
Правила
денег
на безопасности при
банковской карте использовании
банковских карт.

16

Лисьи норы

Устройство лисьей
норы, свойства лесной земли, песка и
глины,
состав
почвы.

Определять дату по календарю;
 находить необходимую информацию в тексте и
выполнять математические вычисления;
 записывать краткую запись и решение задач;
 решать логические задачи с помощью таблицы;
 анализировать данные, представленные в столбчатой
диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные;
 составлять вопросы, ответы на которые можно узнать
по данным столбчатой диаграммы;
 читать простейшие чертежи, выполнять построения на
чертеже в соответствии с данными задачи.
 Иметь представление об элементах, расположенных
на лицевой и оборотных сторонах банковской карты,
объяснять их назначение;
 находить необходимую информацию в тексте задания;
 формулировать
правила безопасности при использовании банковских карт.
 Иметь представление об устройстве лисьих нор;
 проводить простейшие опыты по определению
свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы;
 делать
выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
 понимать и объяснять, от чего зависит плодородие
почвы.


17

Обыкновенные
кроты

18

Про крота

19

Про кредиты

Содержание
научнопознавательного
текста.

Определять тип текста;
 составлять описание крота на основе прочитанного
текста;
 разгадывать ребусы и соотносить слова
ассоциации;
 соединять линиями части предложений и определять
их последовательность в тексте;
 объяснять значение слова;
 составлять вопросы по предложенным предложениям;
 находить синонимы к предложенному слову;
 писать сочинение-рассуждение по заданной теме;
 определять название раздела, в котором может быть
размещён текст.
Сложение
в
 Решать задачи логического характера;
пределах 100.
 решать задачи с использованием данных таблицы;
Логические задачи.
 решать задачи на основе данных диаграммы;
Диаграмма.
 решать примеры на основе предложенной цепочки
примеров;
 определять цвета геометрических фигур на основе
верных высказываний.
Кредит.
 Объяснять, что такое «кредит»;
Ипотечный кредит.
 определять виды кредитов;
Автокредит.
 понимать, чем отличаются друг от друга разные виды
Кредит
кредитов;
наличными.
 определять сумму переплаты по кредиту;


определять, какой кредит наиболее выгоден банку
по срокам его оплаты;
 - определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту
банка по срокам его оплаты
Корень - часть Корень.
Виды
 Называть части цветочных растений;
растения
корневых систем.
 объяснять, для чего растению корень;
Видоизменённые
 доказывать, что рост растения начинается с корня;
корни.
 называть виды корневых систем;
 называть видоизменённые корни.
Эдуард Шим.
Содержание
 Определять книгу, в которой можно прочитать
Тяжкий труд
художественного
предложенный художественный текст;
текста.
 определение лексического значения слова;
 находить необходимую информацию в тексте;
 находить в тексте предложение по заданному вопросу;
 разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы
со словами;
 определять главную мысль текста;
 определять, чему учит текст;
 строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
Про ежа
Решение
- Находить значение выражений, соотносить полученные
выражений,
результаты с буквами и читать название насекомого;
столбчатая и круго определять время с помощью скорости и расстояния;
вая диаграмма,
 определять данные столбчатой диаграммы, находить
названия месяцев.
часть от числа и записывать результаты в таблицу,


20

21

22

результаты таблицы переносить в круговую
диаграмму;
 отвечать на вопросы на основе полученных данных;
 определять последовательность маршрута на основе
схемы;
 записывать слова с помощью кода;
называть месяцы, сравнивать количество месяцев.
23

Про вклады

Вклад, вкладчик,
срочный
вклад,
вклад
до
востребования.









24

Занимательные
особенности
яблока

Яблоко,
яблока.

свойства








25

Полевой хомяк

Содержание
научно
познавательного
текста.






Давать определение вклада;
называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до
востребования;
объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
объяснять, как считают банковский процент по
вкладам;
объяснять, почему банки выплачивают проценты.
Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а
при покрытии разреза соком лимона не темнеет;
объяснять, почему яблоко плавает;
объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
находить на срезе яблока рисунок звезды.
Определять вид текста;
составлять описание хомяка на основе прочитанного
текста;
дополнять описание хомяка на основе рисунка;








26

Про
хомяка

полевого Решение
выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы,
именованные
числа,
четырёхугольники.











27

Ловушки
денег

для Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит.








придумывать сравнения;
составлять вопросы по данным предложениям;
отвечать на вопросы на основе полученных сведений;
разгадывать ребусы и объяснять значение слова;
определять сведения, которые удивили;
составлять план при подготовке к сообщению.
Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название
животного;
строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся
данных;
отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
находить путь хомяка на основе заданного условия,
доказывать, что путь выбран правильно;
записывать именованные числа в порядке возрастания;
строить четырёхугольники по заданному условию.
Определять доходы, расходы и прибыль;
отличать желаемые покупки от необходимых;
рассуждать, как поступать в различных ситуациях при
покупке товара;
объяснять, что такое дефицит и профицит;
рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

28

Про хомяка и его Горох,
свойства
запасы
прорастания
гороха.












29

Про бобров

Содержание
текста,
текстописание.










Называть растения, плоды которых составляют основу
питания хомяка;
объяснять и доказывать, как влажность и воздух
влияют на прорастание семян;
объяснять и доказывать, что для роста, особенно в
первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах;
объяснять и доказывать, как влияет наличие света на
прорастание семян;
объяснять и доказывать, как влияет температура на
прорастание семян;
объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на
прорастание семян;
определять правильную последовательность прорастания семян гороха.
Определять тип текста, его тему;
находить выделенное в тексте словосочетание и
объяснять его лексическое значение;
находить среди предложенных вариантов вопросы, на
которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном
тексте;
задавать вопросы по содержанию прочитанного;
сравнивать тексты;
определять сведения, которые удивили;



30

Бобры- строители

Диаметр,
длина
окружности,
решение
практических
задач.











31

Такие
деньги

разные Валюта, курс для
обмена
валюты,
деньги
разных
стран.







32

Материал
плотин

для Строение
древесины дерева,
определение
возраста дерева.




составлять речевое высказывание в письменной
форме.
Иметь представление о диаметре окружности;
анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения;
находить приблизительное значение диаметра
окружности, зная длину окружности;
заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;
выбирать нужные для проведения измерений инструменты;
работать с чертежом;
решать логические задачи.
Иметь представление о валюте как национальной
денежной единице;
находить необходимую информацию в тексте и на
иллюстрациях к заданиям;
устанавливать принадлежность денежной единицы
стране;
иметь представление о банковской операции «обмен
валюты».
Иметь представление о составе древесины
проводить простейшие опыты по изучению свойств
древесины разных пород деревьев;

делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
 понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие
породы деревьев.
Рыбы,
птицы,
 Называть группы позвоночных животных;
рептилии,
 называть признаки пяти групп позвоночных жиамфибии,
млевотных;
копитающие.
 определять название животного по описанию;
 выбирать признаки земноводного животного;
 выбирать утверждения, которые описывают признаки животного;
 выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в
тексте;
 составить описание внешнего вида рыбы с указанием
признаков этого животного;
 рассуждать об открытии, сделанном на занятии.
 Находить
необходимую информацию в тексте
задания;
 понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»;
 анализировать и дополнять недостающие в таблице
данные;
 выполнять письменное и устное сложение чисел в
пределах 1000.


33

Позвоночные
животные

34

Встреча друзей

3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение
слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности
дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды
облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета,
семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы
(выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные
расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение
части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и
заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.

№

Тема

Тематическое планирование 3 класс
Формируемые умения

Предмет
изучения
Бок «Читательская грамотность»
1
Про дождевого Тип
текста.
червяка
Содержание
научнопознавательного
текста.












2

Кальций

Содержание
научнопознавательного
текста.










Определять тип текста;
дополнять предложение словами из текста;
определять периоды развития дождевого червя на основе
теста;
объяснять, почему дождевые черви - это настоящие
сокровища, живущие под землёй;
определять на основе теста способ питания дождевых червей;
находить предложение, соответствующее рисунку;
выбирать утверждения, соответствующие тексту;
составлять вопрос по содержанию текста;
называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в
тексте.
Работать с кластером;
Дополнять предложение словами из текста;
определять, что такое минерал;
называть стройматериалы, содержащие кальций;
объяснять значение слова;
выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному
тексту;
составлять предложения по рисунку;



3

Сколько
облако?

весит Тип
текста.
Главная мысль
текста. Содержание текста












4

5

Хлеб - всему го
лова

Про мел

Тип
текста.
Главная мысль
текста. Содержание текста
Главная мысль
текста.
Содержание
текста.












составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ
на составленный вопрос.
Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль;
находить ответ на вопрос в тексте;
объяснять значение слова;
дополнять предложения;
выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;
дополнять план текста;
рассказывать о прочитанном произведении;
составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ
на составленный вопрос;
определять название книг с достоверными сведениями.
Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль;
записывать пословицы о хлебе;
Заполнять кластер о происхождении мела;
составлять вопрос по готовому ответу;
давать определение слова;
работать с толковым словарём;
работать с толкованием слова;
соединять части предложений и определять их порядок;
составлять план текста в виде вопросов;



6

Про мыло

Содержание
научнопознавательного
текста.










7

История свечи

Содержание
научнопознавательного
текста.















составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ
на составленный вопрос.
Дополнять предложение;
давать определение слова;
работать с толковым словарём;
соединять части предложений и определять их порядок;
находить в тексте предложение, которое соответствует
рисунку;
находить в тексте предложение по заданному условию;
дополнять текст по заданному условию;
определять даты принятия гербов.
Давать определение слова;
записывать ответ на поставленный вопрос;
определять слово по его лексическому значению;
называть вещества, которые используют при изготовлении
свечей;
выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;
составлять вопросы и находить ответы в тексте;
соединять части предложений и определять их порядок;
заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного
текста;
называть правила безопасности при использовании свечей;
рассказывать о прочитанном произведе-

8

Магнит

Содержание
научнопознавательного
текста.









Блок «Естественно-научная грамотность»
9
Дождевые черви Дождевые черви









10

Полезный каль- Кальций
ций








11

Про облака

Облака






Давать определение слова;
дополнять предложение;
находить ответ на поставленный вопрос;
объяснять значение словосочетания;
с помощью текста находить отличия между предметами;
называть предметы, о которых говорится в тексте;
рассказывать о прочитанном произведении.
Называть части тела дождевого червя;
объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;
рассказывать, чем питается дождевой червь;
объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают
на поверхность земли;
наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;
заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.
Заполнять таблицу;
дополнять предложение;
определять с помощью опытов, что происходит с костями и
скорлупой яйца, если из них удалить кальций;
составлять суточное меню с молочными продуктами;
дописывать вывод о необходимости кальция для организма.
С помощью опыта показывать образование облаков;
объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
называть явления природы;
называть виды облаков;



12

Про
хлеб
дрожжи

и Дрожжи. Хлеб.












13

Мел

Мел







14

Чем интересно Мыло
мыло и как оно
«работает»






определять погоду по облакам.
Называть внешние признаки сходства и различия ржи и
пшеницы;
описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;
давать определение слову «дрожжи»;
проводить опыт, показывающий влияние температуры на
процесс брожения;
проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс
брожения;
проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа
при брожении;
проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба
зависят от выдержки теста.
Доказывать, что мел не растворяется в воде;
называть, из чего состоит мел;
доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
определять состав мела;
называть области применения мела.
Называть виды мыла;
исследовать мыло в сухом виде;
показывать, что при намокании мыла появляется пена;
проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от
масла;

проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает
поверхностное натяжение воды;
 исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
 доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого
мыла.
Про свечи
Свеча
 Рассказывать о строении свечи;
 рассказывать о зонах пламени свечи;
 объяснять, почему гаснет свеча;
 объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;
 объяснять, почему происходит возгорание дыма.
Волшебный маг- Магнит
 Называть виды магнитов;
нит
 определять опытным путём, какие предметы притягивает
магнит;
 доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует
через стекло и другие предметы;
 показывать
с помощью опыта, что магнит может
намагничивать металлические предметы;
 рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;
 показывать с помощью опыта, как можно создать компас.
Проверь
себя Ориентироваться Проверь себя
Материал,
в
понятиях,
изученный
в изученных
в
первом
первом
полугодии.
полугодии;


15

17

18

применять
полученные
знания в повседневной жизни;
работать
самостоятельно;
планировать
и
корректировать
свои действия в
соответствии с
поставленной
учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
19
Что такое «бюд- Федеральный
- Понимать и правильно использовать финансовые термины:
жет»?
бюджет, уровни «бюджет», «налоги»;
бюджета,
«дефицит», «профицит»;
 понимать, из каких уровней состоит бюджетная система
России;
 объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они
расходуются;
 выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой
ответ;
уметь слушать и слышать собеседника.

20

Семейный бюд- Семейный
жет
бюджет, доходы
и расходы.

21

Откуда в семье Понятие
берутся деньги? заработной
Зарплата
платы,
виды
зарплаты.

22

Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия

23

Откуда в семье Наследство,
берутся деньги? вклад, выигрыш.
Наследство,
вклад, выигрыш

Пенсия,
досрочная пенсия, пособия для
разных
категорий
граждан.

Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;
 понимать, как в семье появляются доходы;
 делить
расходы на «обязательные», «желаемые и
«непредвиденные»;
 заполнять кластер;
 формулировать высказывание в устной и письменной речи на
заданную тему.
 Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;
 анализировать данные, представленные в виде графика;
 приводить примеры различных профессий;
 объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.
 Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;
 на доступном для третьеклассника уровне определять
основание для назначения досрочной пенсии;
 называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
 определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие к эпизодическим.
-- Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое
и недвижимое имущество»;
 понимать, что выигрыш облагается налогом;


иметь представления о налогах, которые человек должен
заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша;
 понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;
 называть предметы, которые человек может получить в
наследство.
24
На что тратятся Классификация -- Понимать и правильно использовать финансовые термины:
семейные
расходов
по «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные
деньги?
Виды различным осно- расходы»,
расходов
ваниям.
«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные
расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы»
25
На что тратятся Виды
 Понимать и правильно использовать финансовые термины:
семейные
обязательных
«коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
деньги?
платежей.
 объяснять, почему обязательные платежи нужно платить
Обязательные
вовремя;
платежи
 на
примере различных ситуаций определять вид
обязательного платежа.
26
Как сэкономить Экономия
 Понимать и правильно использовать финансовые термины:
семейные
семейного
«экономия семейного бюджета», «продовольственные
деньги?
бюджета.
товары», «непродовольственные товары»;
 формулировать
простые правила экономии семейного
бюджета;
 на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему
необходимо экономить семейный бюджет.
Блок «Математическая грамотность»


27

Расходы
и Сравнение
доходы бюджета доходов
расходов.
Дефицит
профицит.

и
и

28

Планируем се- Доходы
мейный бюджет расходы
семейном
бюджете.

29

Подсчитываем
Семейный доход
семейный доход в таблице, на
диаграмме.

30

Пенсии
пособия

и Прожиточный
минимум

Определять дефицитный и профицитный бюджет;
 анализировать данные, представленные на инфографике, и на
основе этих данных заполнять таблицу;
 выполнять вычисления по таблице;
 выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
 составлять задачу по предложенному решению;
 формулировать вопрос задачи.
 анализировать данные, представленные в таблице, и по этим
данным выполнять необходимые вычисления;
 выполнять сложение и вычитание многозначных чисел,
деление круглого числа на однозначное;
 анализировать данные столбчатой диаграммы;
 выполнять умножение двузначного числа на однозначное
путём сложения одинаковых слагаемых;
 выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.
 Анализировать график и по данным графика заполнять
таблицу;
 выполнять сложение круглых многозначных чисел;
 находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
 сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
 анализировать данные таблицы и на основе этих данных
дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме;
 самостоятельно составлять круговую диаграмму.
- Анализировать данные, представленные в
таблице;


и
в

выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
 анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
 вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый
период;
 заполнять таблицу на основе текстового материала;
подсчитывать доход семьи от детских пособий.


31

Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы

Налог
на
выигрыш, доход
от выигрыша в
лотерею.






32

Подсчитываем
расходы

Обязательные и
непредвиденные
расходы.







33

Расходы
на Обязательные
обязательные
платежи
платежи






Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить
налог с выигрыша;
подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в
лотерею;
под руководством учителя с помощью калькулятора находить
процент от числа.
Анализировать данные инфографики;
находить в таблице информацию, необходимую для
выполнения задания;
подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть
от семейного дохода они составляют;
подсчитывать, какую часть семья откладывает на
непредвиденные расходы.
Определять, какие налоги должна платить семья;
анализировать данные диаграммы и на основе этих данных
заполнять таблицу;
подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;





34

Проверь себя

Материал,
изученный
втором
полугодии.



во




пользоваться калькулятором;
объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных
платежей;
выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.
Ориентироваться в понятиях, изученных во втором
полугодии;
применять полученные знания в повседневной жизни;
работать самостоятельно;
планировать и корректировать свои действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. –
(Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. –
(Учение с увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. –
(Учение с увлечением).
4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. –
(Учение с увлечением).
Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных
ресурсов:
https://fg http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
http://skiv.instrao
https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/
https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20гр
амотность%202-4%20класс%20ЭП.pdf
https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%
20Функциональная%20грамотность%201-4%20классы.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».